Время новостей
     N°172, 22 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2004
Вскрытые резервы
Госдума хочет заставить правительство увеличить расходы на борьбу с терроризмом уже в этом году
Бюджетный подкомитет Госдумы рассмотрел вчера проект бюджета 2005 года. Основные макроэкономические показатели, как и ожидалось, депутаты трогать не стали. Зато траты на силовиков, похоже, увеличатся -- причем не в следующем, а уже в текущем году. Резервы для этого намерен изыскать лично спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов.

Вокруг расходов на силовые ведомства, похоже, ведется некая игра. Самым первым об увеличении их в следующем году заявил вице-премьер Александр Жуков. На следующий день министр финансов Алексей Кудрин ответил, что сделать это не представляется возможным. Еще через день премьер Михаил Фрадков не исключил, что незначительные поправки по финансированию силовых структур в проект бюджета-2005 правительство все же внесет.

Затем -- не далее как в минувший понедельник -- президент Владимир Путин вроде бы поставил в этом вопросе точку. На традиционном понедельничном совещании с ключевыми министрами правительства глава государства заявил, что не позволит расшатывать бюджет следующего года.

В такой ситуации проявил себя неким дипломатом и третейским судьей спикер думы Борис Грызлов, которому удалось довольно элегантно разрешить противоречие между просьбой президента не трогать бюджет-2005 и явной необходимостью обозначить финансовые меры по усилению борьбы с терроризмом. Какая разница, в этом или следующем году силовики получат дополнительные деньги, решил мудрый спикер.

Поскольку нынешний год с запредельно высокими ценами на нефть и доходами казны -- более подходящий по макроэкономической ситуации для незапланированных трат, силовикам, по мнению г-на Грызлова, можно выделить дополнительные деньги уже сейчас.

«Депутаты Госдумы намерены настаивать на увеличении в IV квартале текущего года расходов на безопасность», -- заявил Борис Грызлов на заседании Совета Думы. Конкретную цифру он попросил правительство определить после того, как будут подведены итоги выполнения бюджета за девять месяцев. Не исключено, что такой ход конем Думе и правительству удастся, поскольку страна пока буквально купается в нефтяных деньгах.

Но уже в следующем году Россия, похоже, начнет жить не по средствам. Расходы увеличатся на 17%, тогда как рост экономики запланирован на уровне 6,3%. Повышенных расходов потребуют не только правоохранительные органы, но и реформа по монетизации льгот, перераспределение полномочий между регионами и центром, а также снижение единого социального налога. Правда, по мнению Минфина, это не помешает удержать инфляцию в следующем году на уровне до 8%. Впрочем, у Министерства экономического развития и торговли прогноз не такой радужный.

Как заявил сегодня депутатам глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач, некоторые положительные сдвиги в экономике, безусловно, будут. К примеру, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится к 2007 году до 10,5%. Зато остальные макроэкономические показатели оставят желать лучшего. Уже в этом году, по его словам, шанс уложиться в 10-процентные темпы инфляции потребует довольно сильного напряжения, так как пока страна по расходам немного превышает запланированную траекторию. Повышенное инфляционное давление, по словам г-на Клепача, связано не столько с денежным фактором, сколько с ростом цен на импортные товары.

При этом чиновник МЭРТ напомнил депутатам, что высокие цены на нефть скоро перестанут быть главным двигателем роста российской экономики. Сейчас треть прироста ВВП обеспечивают внешние факторы -- высокие цены на нефть и большой спрос на российские энергетические ресурсы. Уже в следующем году даже при высоких ценах на нефть, если они сохранятся, внешний фактор не сработает, так как нефтянка не сможет наращивать добычу прежними темпами.

Несколько сгладят ситуацию в экономике, по прогнозам МЭРТ, такие положительные сдвиги, как повышение внутреннего спроса, а также сближение темпов развития отстающих и передовых регионов. Однако в любом случае в следующем году бюджету будет не до излишних трат. Поэтому будет велико искушение забраться в Стабилизационный фонд, который президент России, правда, просил в ежегодном послании Федеральному Собранию пока не раскупоривать.

Ко второму чтению в рассмотрении бюджета появится дополнительная интрига. Не исключено, что депутаты постараются несколько увеличить объем финансовой помощи регионам. На второе же чтение откладывается и чреватый дополнительными тратами (или как минимум перераспределением денег между статьями) разговор о «социалке». Пока федеральный центр готов потратить на реформу по монетизации льгот 203 млрд руб. Но наверняка этих денег будет недостаточно.

Ирина СКЛЯРОВА