|
|
N°171, 21 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полковнику никто не спишет
Вопрос о помиловании Юрия Буданова не будут рассматривать по формальным причинам
Министерство юстиции и прокуратура дали Владимиру Путину шанс практически безболезненно выйти из неудобного положения, в которое его поставила ульяновская комиссия по помилованию. Вчера, когда при отсутствии какой-либо видимой реакции со стороны Кремля скандал по поводу предложения из Ульяновска проявить милость и освободить полковника Буданова дошел до точки кипения, а возмущенные голоса переросли в устойчивый гул, представители Минюста нашли основания для того, чтобы избавить президента от необходимости делать неблагоприятный при любом исходе выбор. В Минюсте разглядели, что рассмотрение ходатайства г-на Буданова «проходило с нарушением процедурных вопросов». И, следовательно, рекомендации ульяновской комиссии президент может просто не рассматривать по формальным признакам.
В частности, пожелавший остаться неизвестным представитель Минюста сообщил информационным агентствам, что г-н Буданов должен был приложить к своему заявлению справку о возмещении материального ущерба потерпевшим. По решению суда, бывший полковник российской армии должен выплатить «380 тыс. руб. и иные неустойки». Однако за год отсидки Юрий Буданов таких денег не набрал: к ходатайству приложена справка о выплате только 11 тыс. руб. семье похищенной и убитой им Эльзы Кунгаевой.
Вроде бы ушедший в прошлое скандал вокруг дела Буданова возобновился после 15 сентября, когда члены ульяновской комиссии неожиданно рекомендовали главе государства простить полковника российской армии, приговоренного прошлым летом к 10 годам колонии строгого режима за похищение и убийство чеченской девушки. Вчера рекомендацию комиссии президенту подписал и губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов, после чего документы должны были отправиться в администрацию президента России -- дожидаться решения г-на Путина.
Затеряться там -- подобно прошениям других преступников, которым в последние годы все реже удается добиться президентского снисхождения -- петиция ульяновской комиссии не могла. Уж слишком одиозной фигурой стал единственный старший офицер российской армии, осужденный за преступления против мирного населения в Чечне. И тогда президенту пришлось бы либо отказывать генералу Шаманову и штатным гуманистам из его окружения, тем самым вызвав недовольство существенной части радикально настроенных россиян -- в том числе и многих армейских офицеров, склонных оправдывать поступки Буданова «законами военного времени». Либо принять решение, способное поставить крест на доверии чеченцев к федеральной политике в республике.
В Чечне, где сам факт осуждения Юрия Буданова однозначно сочли справедливым, а 10 лет колонии -- даже недостаточным наказанием, идея о помиловании экс-полковника вызвала вспышку возмущения. В воскресенье Рамзан Кадыров пообещал, что это решение приведет к «выходу людей на улицы». Вчера к вице-премьеру Чечни присоединились республиканское отделение единороссов. «Для жителей республики Буданов был и остается военным преступником», -- говорится в обращении регионального политсовета партии. А верховный муфтий Чечни Ахмет-хаджи Шамаев предупредил, что главари экстремистов смогут "широко использовать решение помиловать убийцу Буданова в своих целях, например, для пополнения своих рядов и вербовки террористок-смертниц".
В такой обстановке заявление Минюста позволяет Кремлю не принимать никаких «раскачивающих ситуацию» решений. Более того, через несколько часов на помощь президенту пришла и прокуратура Ульяновской области, направившая губернатору Шаманову уже вполне официальное предписание. В этом документе главе региона объяснялось, что он подписал решение комиссии по помилованию, «принятое с нарушениями закона». Здесь, помимо неуплаты, найдены и иные недочеты: например, то, что "представление о помиловании Буданова внесено без должной оценки общественной опасности совершенных преступлений". Кроме того, прокуратура отмечает, что Буданов пока отбыл менее половины срока осуждения (с учетом предварительного заключения -- 4 года 5 месяцев и 24 дня), а этого "явно недостаточно для его исправления". После такого мнения сразу двух надзорных инстанций вопрос о снисхождении к Юрию Буданову, по-видимому, в ближайшие дни будет аккуратно замят.
Михаил МАНСКОЙ