|
|
N°104, 16 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мазут для закромов родины
Правительство желает вдвое увеличить экспортные пошлины
Сегодня правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле будет рассматривать вопрос о повышении экспортных пошлин на мазут. Председатель комиссии вице-премьер Виктор Христенко несколько дней назад заявил, что ставки пошлин могут быть увеличены сразу вдвое -- с 20 до 40 евро за тонну (последнее повышение -- на 7 евро -- было 2 августа), а топливный баланс будет регулироваться балансовыми заданиями.
Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в департаменте РАО «ЕЭС России» по связям со СМИ, с предложением пересмотреть пошлины в правительство обращался Анатолий Чубайс. По мнению энергетиков, на внутреннем рынке сейчас наблюдается нехватка мазута, а в условиях сокращения добычи газа электростанции рискуют остаться зимой без топлива.
В нефтяных компаниях проект двукратного увеличения пошлин по понятным причинам не приветствуют. Как полагают в ЮКОСе, при планируемой величине пошлины 40 евро за тонну продавать мазут на экспорт станет невыгодно -- нулевая рентабельность, по расчетам компании, наступает уже при пошлине 26 евро. Если же все-таки правительство примет решение резко увеличить ставки пошлин, то, по мнению представителя ЮКОСа, могут остановиться нефтеперерабатывающие заводы. Произойдет это потому, что «мазута будет переизбыток, им заполнятся все емкости, и невозможно будет производить другие ГСМ -- при их выработке выделяется мазут, который некуда будет закачивать», как полагают в ЮКОСе. «Это бомба правительству, которая разорвется весной при проведении посевной, и тогда никакими балансовыми заданиями ситуацию не выправишь», -- уверены специалисты компании.
Вице-президент «Славнефти» Юрий Суханов считает, что увеличением пошлины до 40 евро правительство добьется «не баланса, а дисбаланса», так как «эта мера приведет к снижению загрузки заводов». По его мнению, лучше в таком случае совсем запретить экспорт мазута. «Нашу компанию, например, вполне устраивает цифра в 25 евро, -- говорит Суханов. -- При такой пошлине нам выгоднее мазут продавать в России, если, конечно, рынок сбыта найдем».
Представители других нефтяных компаний не столь пессимистичны. «Если бы пошлина 40 евро сильно ударила по интересам нефтяников, то в связи с этими планами правительства уже разразился бы грандиозный скандал. А раз его нет, то можно предположить, что такое повышение еще терпимо», -- сказал сотрудник одной из них.
Аналитик по нефти и газу группы «НИКойл» Геннадий Красовский полагает, что правительство увеличением экспортной пошлины на мазут хочет снизить привлекательность экспорта и разобраться с ситуацией на внутреннем рынке (выяснить, как расплачиваются потребители, особенно энергетики, в каком объеме потребляют, и т.д.). «Понятно, что это запретительная по своему характеру мера, и единственное оправдание ее введения -- то, что она наверняка временная, сезонная», -- говорит Красовский.
Аналитик компании «Атон» Стивен Дашевский полагает, что даже при пошлине 40 евро нефтяники не откажутся от экспорта. «Да, это будет менее выгодно, но экспорт -- это «живые» доллары», -- сказал он. По его мнению, нефтяники явно сгущают краски. Тонна мазута на европейском рынке сейчас стоит 120 долл., если вычесть налоги и ставку пошлины, то выручка, по расчетам Дашевского, составит около 80 долл. А отпускная цена тонны мазута у того же ЮКОСа на внутреннем рынке, по словам аналитика, составляет 1750 руб. -- чуть больше 60 долл. «Понятно, что в России довольно высокая себестоимость производства мазута, но компании все равно компенсируют издержки другими видами топлива», -- говорит он. В общем, резюмирует Дашевский, правительство в очередной раз призвало нефтяников «поделиться» в условиях довольно высоких мировых цен на нефть. Которые, кстати, к закрытию вчерашних торгов достигли 28,12 долл. за баррель российской нефти сорта urals.
Выросли экспортные пошлины на бензин
Правительство РФ повысило экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо до 25 евро за тонну. Как сообщает AK&M, пошлины на легкие дистилляты повышены на 5 евро, а на средние и на дизтопливо -- на 10 евро. Постановление №597 "О внесении изменений в постановление правительства РФ от 2 марта 2000 года №185" вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования. Эта мера, по оценкам кабинета министров, позволит увеличить доходы бюджета на 20 млн долл. ежемесячно, а также удовлетворить спрос на топливо во время уборочных работ в сельском хозяйстве.
Николай ГОРЕЛОВ