|
|
N°171, 21 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточная пощечина для Шредера
Народное недовольство помогло неонацистам и коммунистам
В воскресенье в Бранденбурге и Саксонии, двух соседних федеральных землях на востоке Германии, прошли выборы в местные ландтаги. Итоги голосования оказались шокирующими.
В Бранденбурге, со всех сторон опоясывающем Берлин, праворадикальной партии «Германский народный союз» второй раз подряд удалось преодолеть пятипроцентную планку и войти в земельный парламент. Партия строится по принципу строгого единоначалия, ее возглавляет и щедро финансирует мюнхенский издатель и мультимиллионер Герхард Фрай. Ультраправые получили скромную, но все же прибавку: в 1999 году у них было 5,28%, на этот раз -- 6,1% голосов.
Более убедительным был триумф наследников восточногерманских коммунистов в лице Партии демократического социализма (ПДС). Они набрали в Бранденбурге 28% голосов, показав наилучший результат со времени объединения Германии.
В соседней Саксонии неофашисты выступили еще более успешно. В этой новой федеральной земле на территории бывшей ГДР кандидат от Национал-демократической партии (НДП) получил 9,2% голосов. Для сравнения: почти столько же (9,8%) набрал представитель правящей на федеральном уровне Социал-демократической партии Германии. Наследники дела Хонеккера из ПДС получили в Саксонии 23,6% голосов.
Хотя победу в обеих землях праздновали основные партии Германии, итоги голосования, особенно в Саксонии, весьма тревожны. Впервые за три десятилетия ультраправые войдут в земельный парламент. Правительство Германии пыталось запретить НДП как современный вариант гитлеровской партии, но этого не позволил конституционный суд. Успех представителей крайних частей политического спектра не подорвал устойчивости немецкой демократии. Однако рост симпатий к неонацистам и коммунистам стал настоящей пощечиной правительству Шредера.
Эксперты называют это голосование протестным. Бывшие жители ГДР получают меньшие зарплаты, пособия и пенсии, чем соотечественники на западе страны. Каждый пятый трудоспособный житель Восточной Германии не имеет работы. В Саксонии, где официальный уровень безработицы превышает 20%, свыше 18% «ищущих работу» проголосовали за правых экстремистов. В этой федеральной земле НДП является второй по популярности партией среди избирателей моложе 30 лет. Если в 1960-е неофашисты использовали симпатии «старых нацистов», то теперь они опираются на молодежь, раздраженную экономическими неурядицами и «чрезмерным» присутствием в стране представителей иных культур.
На успех правых радикалов жители Дрездена (столицы земли Саксония) ответили стихийными антинацистскими митингами. Когда один из лидеров НДП Хольгер Апфель, известный своими призывами снести мемориал жертвам геноцида евреев в Берлине, назвал итоги голосования "грандиозной победой для немецкого народа", в ответ он услышал "Наци, убирайтесь!"
Протест восточногерманских избирателей был адресован федеральному правительству, замыслившему болезненные социальные реформы. Наиболее серьезно государственная поддержка будет урезана на рынке труда. Ранее пособие по безработице в размере 67% от прежнего оклада выплачивали едва ли пожизненно. C нового года безработный сможет получать его лишь в течение 18 месяцев. Если за это время человек не найдет работу, ему предстоит стать получателем так называемой «социальной помощи». Последняя обеспечивает вполне достойное существование: около 250 евро в месяц на питание плюс оплата квартиры, стандартной медицинской помощи, разовые выплаты на одежду, мебель, транспорт, культурные нужды и т.п. Семья нынешнего немецкого безработного получает куда больше, поэтому зачастую безделье оказывается выгоднее труда.
Гельмут Коль неспроста называл Германию «парком отдыха». Против этого узаконенного государством потребительства и направлены реформы правительства Шредера. Однако память о социалистическом прошлом мешает жителям восточной части страны понять, что каждый потраченный евроцент надо сначала заработать. Неонацисты и неокоммунисты умело сыграли на этих эмоциях. Но конструктивной экономической альтернативы реформам Шредера у них нет и быть не может.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Иван СОЛОВЬЕВ