|
|
N°171, 21 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Форсминор
Заставить бизнес вкладывать деньги в Северный Кавказ можно только силой
Едва ли не главным стратегическим рецептом излечения Северного Кавказа от террористической заразы Кремль провозгласил экономический рывок этого региона. Уже давно ни для кого не секрет, что Северный Кавказ чуть ли не самое проблемное место на карте России с точки зрения экономики и социальной сферы.
Владимир Путин на расширенном заседании правительства 13 сентября заявил: «Социально-экономическая картина в Северо-Кавказском регионе по-прежнему плачевная. И он недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. А в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, она носит поистине массовый характер. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. А, например, в Ингушетии -- почти в четыре раза...»
Куда пойдут и чем будут заниматься в такой ситуации кавказские мужчины -- к гадалке не ходи. В теневом, преступном мире деньги никогда не переводятся. А если использовать в качестве приправы политические, исторические, религиозные нюансы, мы получим то, что, в общем, имеем сейчас -- взрывы самолетов, теракт на «Рижской», сотни погибших в Беслане.
Проблема настолько остра, что Дмитрий Козак, новый полпред президента в Южном федеральном округе и глава экстренно образованной Федеральной комиссии по Северному Кавказу, ставит на первое место именно задачу социально-экономического развития региона, а проблему обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, в том числе терроризмом, только на второе. «Необходимо привлечь как можно больше людей в мирную, созидательную работу», -- заявил он в Ростове-на-Дону в конце прошлой недели.
Однако похоже, что решать социально-экономические проблемы огромного региона государству придется в одиночку. По убеждению экспертов, ждать помощи от бизнеса, который в лучшие времена мог бы поучаствовать в тех или иных инвестиционных проектах в Северо-Кавказском регионе, вряд ли стоит. А потому вывод экспертов неутешителен: новых рабочих мест в достаточном количестве нет и не будет. По крайней мере, в обозримом будущем.
«Пока риски в регионе Северного Кавказа высокие, инвестиции там не появятся», -- сказал «Времени новостей» управляющий активами инвестиционной компании «Проспект» Александр Баранов. «Бизнес при прочих равных условиях туда не пойдет. В России достаточно регионов, где не такая политическая обстановка, где можно спокойно делать дело», -- вторит ему директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Впрочем, на взгляд директора Института социальной политики и социально-экономических программ Сергея Смирнова, «заставить бизнес туда идти, наверное, можно, но весьма репрессивными мерами». «Заставить можно, но стимулов для работы не будет», -- тут же оговаривается он.
По мнению аналитиков, даже предоставление тому или иному кавказскому региону права предоставлять инвесторам налоговые льготы не приведет к инвестиционному буму. Пример Ингушетии, которая таким правом обладала много лет, наглядно это продемонстрировал. Республика (равно как и другие субъекты федерации, получившие в начале 90-х право «экспериментировать» с налогами) превратилась во «внутренний» офшор, через который компании, реально работавшие совсем в других местах, минимизировали налоговую нагрузку. И никаких инвестиций в развитие производства, в создание новых рабочих мест. «Никакими налогами туда бизнес не заманишь. Социально-экономический, идеологический подъем национальных окраин -- это целиком и полностью задача государства. Вспоминая Петра Аркадьевича Столыпина, все части государства должны прийти на помощь слабейшим. В этом оправдание государства как единого целого», -- говорит Сергей Смирнов.
Однако парадокс в том, что сколько сегодня ни вкладывай денег в Северо-Кавказский регион, они ни на йоту не приблизят к достижению цели экономического развития. Будь то трансферты, выделяемые региону из федерального бюджета или средства, направляемые в рамках реализации федеральных целевых программ. «Они могут быть направлены или на строительство объектов социальной сферы, или инфраструктуры, или на выплату зарплат бюджетникам, пенсии и пособия. Ни то, ни другое, ни третье не будет означать экономического развития региона. Экономический потенциал не растет, не создается новых предприятий, новой добавленной стоимости», -- говорит Игорь Николаев.
Эксперты скептически расценивают и заявление советника российского президента Асланбека Аслаханова о том, что для подъема экономики Юга России, в том числе Чечни, планируется создать транснациональную инвестиционную компанию, которая призвана привлекать российский и иностранный капитал под гарантии государства. «Мы должны убедить инвесторов, что способны обеспечить безопасность их капитала», -- сказал г-н Аслаханов в минувшую субботу на встрече с аграриями кавказского региона.
По мнению Александра Баранова, государство может лишь гарантировать возврат кредита, выданного на реализацию того или иного проекта. На такой вариант инвесторы пойти могут, поскольку сравнительно безопасно: дал денег -- и жди возврата с процентами. Если проект провалился, должок вернет правительство. Что касается вложения средств в собственность в попытке заработать на прибыли -- в столь нестабильном регионе это исключено. Тем более что, как уверен г-н Баранов, государство никогда не будет гарантировать такому инвестору компенсацию в случае потери собственности.
Впрочем, частную компанию вполне можно подрядить выполнить какой-либо госзаказ в нестабильном регионе - например, построить завод в Чечне. Завод, конечно, построят, пусть даже, учитывая риски, на очень выгодных условиях. «Построят завод. Но он должен работать. Кто им будет управлять? Бизнес построит завод, получит от государства деньги и уйдет», -- считает Игорь Николаев. «Пока не будет стабильности -- все бесполезно. Пока остаются военные, политические проблемы, в экономическом плане этот регион не может возродиться», -- добавляет он.
Не видят эксперты перспектив и у программы приватизации Чечни, о подготовке которой сообщил на днях министр имущественных и земельных отношений Чечни Висради Анасов. «Вопрос в том, что там можно приватизировать. Боюсь, что приватизировать там особо нечего», -- с сожалением констатирует г-н Николаев.
Впрочем, вполне может быть, что упор надо делать не только на возрождении экономики Северного Кавказа. Как считает Сергей Смирнов, решение проблемы региона лежит в гуманитарной сфере. «Необходимо повышать образовательный уровень, надо сформировать нормальную национальную интеллигенцию, которая могла бы стать лидером. Это долгая и кропотливая работа», -- сказал он «Времени новостей». И неизвестно, будет ли еще результат. Ведь пока мало что на Кавказе получалось. «На моей научно-исторической и научно-экономической памяти эти регионы пытались развивать неоднократно. И в советские времена, и в российские. Но до сих пор уровень дохода на душу населения один из самых низких в России», -- сожалеет Сергей Смирнов.
Михаил ВОРОБЬЕВ