|
|
N°170, 20 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нецарская охота
ФСБ и Минюст подготовили закон, по которому президент не будет бороться с терроризмом
На первом заседании после парламентских каникул в ближайшую среду Дума обсудит пакет антитеррористических законов. Ключевым среди них является законопроект «О противодействии терроризму», подготовленный ФСБ и Минюстом России. Силовики решили, что принятый в 1998 году закон «О борьбе с терроризмом» недостаточно отвечает духу времени, поэтому расширили, конкретизировали и ужесточили некоторые нормы этого документа, а также изобрели изрядное количество новшеств.
Например, если в старом законе говорится о том, что уступки террористам должны быть минимальными, то документ силовиков провозглашает полную «недопустимость политических уступок». Законопроект закрепляет за ФСБ России статус головного субъекта в системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Среди мер общего противодействия терроризму авторы законопроекта называют «создание механизма выплаты вознаграждения за предоставление информации, способствующей предотвращению террористической акции, розыску лиц, ее совершивших, или решению иных задач борьбы с терроризмом». Особой строкой прописано участие вооруженных сил при локализации масштабных и особо опасных террористических акций. То есть армию можно будет легально использовать во внутрироссийских конфликтах.
Одним из главных новшеств законопроекта стало введение трех особых правовых режимов, применяемых в случаях угроз терроризма. Это режим террористической опасности, режим контртеррористической операции и режим чрезвычайного положения.
Самым детальным образом в законе прописан механизм проведения контртеррористической операции, а также ее побочные эффекты. По замыслу силовиков, решение о проведении контртеррористической операции должен принимать премьер-министр с последующим уведомлением президента. Однако в случае, когда принятие такого решения требуется незамедлительно, это вправе сделать директор ФСБ. Дальше он может назначить руководителя операции -- представителя ФСБ, который будет единолично командовать операцией. «Вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается», -- гласит закон. Значит, даже президент, будучи Верховным главнокомандующим, не вправе вмешаться в действия некоего сотрудника ФСБ, назначенного руководить контртеррористической операцией.
Согласно документу, «руководитель контртеррористической операции несет ответственность за ее проведение в целом и за допущенные в ее ходе нарушения норм федерального законодательства». Вероятно, данная норма преследует цель в случае, если контртеррористическая операция не заладится, вывести из-под удара главу государства. Дескать, хотел бы вмешаться, да не положено.
Полномочия руководителю операции даются широчайшие. Он и «определяет состав сил и средств, участвующих в проведении контртеррористической операции», и «определяет границы зоны этой операции», и «отдает боевой приказ на проведение силовых действий». А также «реализует иные, кроме указанных выше, полномочия по руководству контртеррористической операцией». При этом для введения данного правового режима достаточно только информации о готовящемся теракте.
Что же такое режим контртеррористической операции и чем он обернется для простых жителей опасного района? Согласно тексту законопроекта, сотрудники правоохранительных органов будут проверять у граждан документы и доставлять их в милицию при отсутствии таковых. Возможно изменение режимов работы систем связи вплоть до прерывания услуг связи, временное принудительное изъятие личных приемопередающих радиостанций, введение контроля телефонных переговоров. Гражданам будет запрещено в установленное время находиться на улицах без специальных пропусков, а лица, проводящие операцию, смогут беспрепятственно проникать в жилые дома.
Предполагается запрещение или ограничение массовых мероприятий, продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых средств, установление особого режима продажи лекарств, содержащих наркотические средства, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции.
Силовики не обошли вниманием и деятельность СМИ, для которых в законе прописан особый режим работы. Вряд ли у кого-то вызовут несогласие требования не пропагандировать терроризм и не раскрывать технические приемы и тактику контртеррористической операции. Однако журналистам также запрещается распространять информацию, «содержащую сведения о фактах и сценах особо жестокого насилия». Остается неясным, кто и по каким критериям будет определять степень этой жестокости.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА