|
|
N°103, 15 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Никотиновая идиллия
Производителям нравится новый антитабачный закон
Всего 20 минут потребовалось вчера депутатам Госдумы для того, чтобы утвердить во втором чтении закон «Об ограничении курения табака». Результаты голосования (340 -- «за» и всего 13 -- «против») немало удивили даже инициаторов законопроекта.
В первом чтении законопроект был одобрен еще в июне 1999-го, потом он несколько раз переделывался и много раз откладывался. Законодатели не возражали против предложений полностью запретить курение в общественных местах, ввести наказание за продажу табачных изделий несовершеннолетним и увеличить предупредительные надписи о вреде табака на сигаретных пачках. Но желание авторов закона ограничить табачную рекламу в СМИ и запретить производство сигарет и папирос с высоким уровнем содержания смол и никотина вызывало бурю протеста.
В итоге пришлось пойти на компромисс. Нормы, ограничивающие рекламу табачных изделий в СМИ, из проекта были выведены -- решено позднее обсудить их в виде поправок к закону «О рекламе». Но требования о содержании смол (не более 14 мг на сигарету с фильтром и 16 мг -- без фильтра) и никотина (не выше 1,2 мг на сигарету с фильтром и 1,3 мг -- без фильтра) все же пришлось снизить. Правда, и после этого инициатор законопроекта, председатель комитета по охране здоровья и спорту Николай Герасименко опасался за судьбу антитабачного закона. И даже провел несколько упреждающих пресс-конференций, на которых заранее обвинил всех своих потенциальных оппонентов в лоббировании интересов табачных компаний.
Представители табачных компаний не скрывают, что рады новому законопроекту, однако обвинения в лоббизме называют абсурдными. «Мы приветствуем проект, потому что в него заложены нормы здравого смысла, -- говорит Дмитрий Хрол, управляющий по связям со СМИ Philip Morris. -- Предлагаемые нормы содержания смол и никотина абсолютно реальны, кроме того, они начнут действовать не сразу (производство должно быть приведено в соответствие с новыми требованиями к январю 2003 года, продавать сигареты «по старым нормам» можно будет до 2004 года. -- Ред.). Производители успеют, во-первых, изменить технологии и, во-вторых, распродать остатки продукции с более высоким содержанием вредных веществ».
Предлагаемый российский законопроект гораздо мягче свежепринятого европейского (10 мг смол и 1 мг никотина на одну сигарету). И это табачникам тоже нравится: «Нельзя слепо следовать европейским директивам, считает директор по корпоративным отношениям British American Tobacco Владимир Аксенов. -- Надо учитывать, что в России традиционно более популярны восточные табаки (они более крепкие. -- Ред.). Естественно, мы хотели бы продавать больше дорогих качественных сигарет, но надо учитывать и реальную покупательную способность населения. Это закон, в котором заложены разумные нормы и который будет выполняться».
Российские табачники, о чьей судьбе пытались позаботиться противники законопроекта, похоже, свои проблемы решили сами: «У нас технологии давно обновлены, -- рассказал начальник отдела маркетинга фабрики «Нево-табак» Владимир Павлов. -- Так что изменять производство нам не потребуется. Вряд ли кто-то из крупных компаний лоббировал этот проект. Он может повредить только тем производителям, которые вообще не занимаются технологиями».
Анфиса ВОРОНИНА, Олег ВОЛКОВ