|
|
N°170, 20 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия -- друг, но выборы дороже?
Буш между Москвой и общественным мнением
События в России продолжают вызывать живейший интерес в США. Но в Вашингтоне высказываются об этом так, чтобы и с Москвой не поссориться, и довести все-таки до ее сведения настроения своей общественности.
Заместитель госсекретаря Ричард Армитидж с невиданной для американских дипломатов резкостью прошелся по личности чеченского террориста номер один Шамиля Басаева: "Тот, кто пользуется жизнями невинных для достижения политических целей, не заслуживает права на существование в том обществе, в котором мы живем... Мы поддерживаем Россию во всемирной борьбе с терроризмом, потому что чувствуем, что террористы воюют против принципов демократии". Армитидж выразил надежду, что Басаев скоро предстанет перед судом.
Очнулись и более тяжелые на подъем американские законодатели. Два республиканца, председатель комитета по юридическим делам палаты представителей конгресса США Джеймс Сенсенбреннер и глава подкомитета по вопросам иммиграции и безопасности границ Джон Хостетлер, обратились с письмом к министру юстиции Джону Эшкрофту. Они требуют проверить, на каком основании предоставлено весной этого года политическое убежище в США чеченцу Ильясу Ахмадову, выдачи которого добивается Россия.
Как полагают авторы письма, иммиграционный суд в Бостоне, видимо, не отнесся с должным вниманием к предостережениям России. Они указывают, что уже в США так называемый «экс-министр иностранных дел правительства Масхадова» заявил в Гарвардском университете, что теракты необходимы для того, чтобы "продемонстрировать русским, что они тоже могут умереть, если не потребуют от российского правительства прекращения войны". Директору ФБР Роберту Мюллеру конгрессмены порекомендовали срочно проверить информацию о причастности Ахмадова к террористической деятельности, включая и ту, на которую ссылался в последних заявлениях глава МИД России Сергей Лавров, в том числе в интервью «Времени новостей» 9 сентября.
Госсекретарь Колин Пауэлл в пятницу на встрече с журналистами газеты "Вашингтон таймс" одобрительно отозвался о намерениях России прибегнуть при необходимости к превентивным антитеррористическим ударам за пределами российской территории: это "часть неотъемлемого права каждого государства на самооборону". Но госсекретарь не удержался от некоторой иронии: "Если русские знают, что кто-то готовится нанести по удар по их народу и если они нашли способ с этим бороться, то они должны... обосновать это своему народу и перед судом мирового общественного мнения". Г-н Пауэлл долго объяснял, что когда представители США говорили о необходимости переговоров по проблеме Чечни, то они не имели в виду ничего конкретного. Это, мол, был дружеский совет: "Мы говорили, что политическое решение всегда было советской политикой, и мы надеемся, что и в этом случае может быть найдено политическое решение".
В то же время в администрации Буша знают, какую реакцию в США вызывают российские нововведения, в частности, отмена выборов губернаторов и независимых депутатов. "Вашингтон пост" назвала это "путинским путчем". Роберт Каган из "Фонда Карнеги за международный мир" считает их "шагами назад, к тирании": "Для того ли США помогали разрушить советский коммунизм, чтобы теперь спокойно смотреть, как его место занимает тирания?"
Так что с каждым реверансом в сторону Москвы представители администрации Буша показывают, что они замечают и беспокойство своей политической элиты. Ведь президентские выборы в США через полтора месяца, и общественные настроения надо учитывать. Заявляя о поддержке России, замгоссекретаря Армитидж тут же замечает, что "в войне с терроризмом нельзя поступаться демократическими принципами". Его босс Колин Пауэлл в телевыступлениях в выходные дни выражал озабоченность: США хотят быть уверены, что "наш хороший друг Россия" все еще "на правильном пути". Пауэлл признал, что дипломаты в публичных заявлениях стараются смягчать выражения. Но на этой неделе, в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, госсекретарь переговорит с российским коллегой Лавровым прямо и откровенно.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон