|
|
N°170, 20 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пациенты общественной палаты
Нет ничего показательнее того момента, когда идея начинает овладевать массами и доходит до точки реализации. В конце минувшей недели стало ясно, как именно поняли на местах новые идеи Владимира Путина по укреплению государства в антитеррористических целях.
Региональные руководители своим корневым инстинктом, спинным мозгом прочувствовали, что для них смысл путинских предложений сводится к двум тезисам: "всех надо назначать" и "власть должна сама возглавить процесс изготовления общественных палат". Но одно дело -- прочувствовать. Другое -- сказать вслух. Третье -- начать действовать в "правильном" направлении.
Очень показательно, что первым публично предложил назначать глав местной власти всех уровней такой знатный демократ, как президент Башкирии Муртаза Рахимов. Причем г-н Рахимов дальновидно отметил, что соответствующий закон следует сразу принять на федеральном уровне -- чтобы не ждать, пока каждый региональный парламент проштампует отказ от всех и всяческих выборов на местном уровне. Тот же Муртаза Рахимов первым в стране собрал первое заседание региональной общественной палаты -- органа, который, по мысли Владимира Путина, должен стать инструментом контроля со стороны общества за властью.
Рецепт приготовления правильной общественной палаты очень прост. К представителю "Единой России" добавляются по вкусу представители "Яблока", "Родины", КПРФ, СПС и ЛДПР, парочка мастеров культуры, один знатный поп, один знатный мулла, один знатный раввин, несколько мастеров культуры и авторитетных предпринимателей из числа близких к власти. Весь этот сонм тщательно отобранных достойных людей возглавляет местный руководитель, который вместе с помощниками и участвует в кастинге достойных членов гражданского общества. В конце концов наша власть должна знать, кто именно будет ее контролировать. Чтобы в палату не попали случайные люди, которые будут задавать власти непроверенные вопросы.
Сначала волна создания таких палат из представителей всех партий и конфессий во главе с руководителями регионов прокатится по городам и весям. Затем такое чучело гражданского общества будет создано таксидермистами от власти в масштабах России. Власть уже уловила эманации высочайшей воли: надо назначить тех, кто будет ее контролировать. Потому что если контролируемый назначает контролирующего, он может быть уверен: подвоха не случится. В крайнем случае всегда можно переназначить.
Если члены общественной палаты -- доктора, которые, возможно, будут иметь право ставить диагноз, но точно не будут иметь права предлагать методики лечения, то власть в лице спецслужб, правительства, местных администраций -- пациент этой самой палаты. То, что сегодня предложено России, -- это власть пациентов, которые сами будут лечить страну. Проверить, имеет ли конкретный пациент врачебные навыки, теперь совершенно невозможно.
Идея создания общественных палат в принципе не может исходить от исполнительной власти. Обществу не надо подсказывать формы, в которых оно имеет право контролировать власть. Главная форма общественного контроля -- выборы. При практической реализации нынешних предложений Кремля, если они будут реализовываться в духе, например, того же Муртазы Рахимова, может в конце концов остаться одна выборная должность -- президент. Причем нет гарантий, что в "целях укрепления стабильности" или "чтобы довести до конца начатую работу по борьбе с международным терроризмом" нас ближе к 2008 году не лишат и этих выборов.
На самом деле если идея фактического назначения губернаторов еще может иметь отношение к демократии, пусть и не в федеративном, а в унитарном государстве, то идея создания общественных палат, исходящая от власти, уж точно не имеет к демократии никакого отношения. Либо в стране появятся партии и общественные организации, которые создадут общественные палаты сами, безо всякой связи с той властью, которую они намерены контролировать. Либо чучело гражданского общества прекрасно дополнит активно создаваемый в России музей восковых фигур частной собственности, парламентаризма и местного самоуправления.
Семен Новопрудский