Время новостей
     N°103, 15 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2001
Брак с инвестусловиями
Спустя полтора месяца со дня продажи блокирующего пакета стратегического авиапредприятия -- ульяновского завода «Авиастар СП» -- наконец стало понятно, у кого и на каких условиях он был куплен. Об этом рассказал газете "Время новостей" новый исполнительный директор завода, представитель компании «Новое содружество» Валерий Мальцев. Он всячески подчеркивает, что планы у него самые честные: заплатить долги по зарплате, нанять грамотных менеджеров, отремонтировать завод и настроить много новых самолетов. А потом их все продать, причем дорого.

Но у экспертов эти заявления вызывают скепсис. И дело не только в том, что обещать -- не значит жениться. Сама сделка оформлена «с отлагательными» условиями, которых никто пока толком не знает. Пакет разбит на две части, причем от ответа на вопрос: будет ли у акций один владелец или это будут два номинальных держателя -- в «Новом содружестве» уклоняются.

Есть и еще одно обстоятельство: как показывает практика, продать один самолет значительно сложнее, чем тонну мыла («Новое содружество» -- владелец московского мыловаренного завода). Стоимость одного Ту-204, произведенного на заводе, 20--25 млн долл. Все хозяйственное мыло в стране столько не стоит.

Бывали годы, когда ульяновцы продавали по одному самолету. В последнее время ситуация наладилась, в основном за счет того, что нашелся покупатель в лице египетской компании «Като Ароматик», которая приобрела четыре Ту-204 и намеревалась купить еще восемь. Сейчас эти планы поставлены под сомнение, да и российские покупатели призадумались.

К тому же инвестор оказался не столь «бескорыстен», как предполагали в Росавиакосмосе, и прописал в договоре, каким способом он сможет изъять вложенные средства. Но схему объяснять отказывается. Так что если «счастье» «Авиастар СП» и «Нового содружества» не сложится, в процедуре развода заводу стоит ждать сюрпризов.


Рассказывает исполнительный директор «Авиастар СП» Валерий Мальцев:

-- Завершена ли сделка по покупке акций, кем и, главное, за сколько они проданы?

-- Мы приобрели пакет акций величиной в 26% у ОАО «Авиастар». Эта покупка -- часть комплексного соглашения, рассчитанного на два года. Оно подразумевает инвестирование в предприятие 2 млрд руб. в течение всего периода, по окончании которого НС полностью выкупит допэмиссию ЗАО «Авиастар СП» и станет владельцем 48% акций.

В ближайшее время закончится процесс переоформления акций, вначале 19-процентного пакета, а затем оставшихся. Разбивка носит технологический характер и призвана ускорить формализацию появления нового акционера в реестре ЗАО «Авиастар СП» (по сведениям газеты "Время новостей", документы оформляются на одну либо две процессинговые компании, что обычно делается для «отвода глаз» антимонопольных ведомств. -- Ред.). Суммарная величина пакета такова, что без рассмотрения в антимонопольном комитете нам не обойтись.

-- Правда ли, что «Новое содружество» успело испортить отношения с основным покупателем Ту-204, египетской «Като Ароматик». Есть информация, что эта компания вложила значительные средства в доводку, сертификацию и «раскрутку» самолетов, но юридически отношения не были отрегулированы, а теперь все финансовые претензии вы считаете безосновательными?

-- Разногласия по стоимости работ, выполненных «Авиастар СП», существуют, мы считаем, что она существенно занижена. Сейчас надо вести нормальную рыночную политику. Демпинг может принести быстрые результаты, но в перспективе подорвет наши позиции на рынке.

-- В Росавиакосмосе утверждают, что если инвестусловия будут выполнены не полностью, «Новое содружество» не сможет претендовать на возврат вложенных средств. Так ли это?

-- Если допустить вероятность каких-либо проблем, то действительно речи о возврате инвестиций не идет. Заводу просто неоткуда взять такие суммы. Компенсационная схема на такой случай, конечно, предусмотрена, но не хотелось бы ее обсуждать. Скажу только, что она не подразумевает отчуждения активов предприятия.

Екатерина КАЦ