|
|
N°103, 15 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш паровоз не катит
Двадцать три фирмы подписали вчера учредительный договор Ассоциации компаний -- операторов перевозок грузов. Руководство МПС воспользовалось поводом, чтобы пригрозить российским локомотиво- и вагоностроителям переходом на американские технологии.
«Сейчас мы участвуем в торжественном акте, поэтому нет смысла подробно анализировать наши цели и задачи», -- заявил, открывая церемонию подписания договора, один из учредителей новой ассоциации -- генеральный директор компании «Красопергруз» Геннадий Лапунов. Как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе МПС, оператором считается компания, имеющая собственный вагонный парк либо арендующая вагоны и твердо настроенная их впоследствии приобрести.
Первый заместитель министра путей сообщения Александр Целько, выступивший вслед за Лапуновым, отметил, что частная собственность на вагоны есть одновременно необходимая и максимально допустимая степень участия негосударственного капитала в российском железнодорожном транспорте. Сами рельсы и сопутствующая им инфраструктура в обозримом будущем должны остаться в монопольном ведении 100-процентно государственного АО «Российские железные дороги», подчеркнул он.
Зато подвижной состав, по словам Целько, в будущем может утратить не только государственный, но и российский национальный статус. Замминистра жестоко раскритиковал «Уралмашвагонзавод» (делает вагоны с гарантией пробега 100 тыс. км, тогда как в США аналогичный показатель составляет 1 млн км) и Коломенский завод (в его локомотивы на стадии проектирования заложено 20-процентное отставание по эффективности от продукции General Electric). С помощью американской корпорации МПС и намерено преодолеть инертность отечественной технической мысли в железнодорожной сфере. Совместное предприятие с General Electric планируется в Ярославле.
Впрочем, у российских транспортных машиностроителей еще есть время, чтобы взяться за ум. Ярославские российско-американские локомотивы, по словам Целько, могут выйти на большую дорогу через два-три года, а внедрение заокеанских технологий в производство вагонов может занять лет десять.
Михаил КУКУШКИН