|
|
N°169, 17 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна корейского атома
Разговорчивость Сеула вынудила Пхеньян замолчать
Вчера Северная Корея отказалась участвовать в шестисторонних переговорах по ядерному кризису на полуострове. «Пока Южная Корея полностью не объяснит истинные обстоятельства тайных ядерных экспериментов, мы не можем обсуждать свои планы в области ядерных вооружений», -- заявил северокорейский МИД. Пхеньян подчеркнул, что «недавно раскрытые тайные эксперименты Южной Кореи в области атома создают огромные трудности». Переговоры по ядерному кризису на Корейском полуострове с участием США, двух Корей, Китая, России и Японии должны были пройти в Пекине на следующей неделе.
Как предлог для срыва переговоров Пхеньян использовал лавину саморазоблачений из Южной Кореи. Южнокорейские ученые якобы ставили атомные эксперименты без ведома властей. В начале сентября Сеул сообщил о проведенных в 2000 году секретных опытах по обогащению урана. Потом стало известно о получении в 1982 году небольшого количества плутония. На днях поступила информация, что в том же 1982 году Южная Корея произвела 150 кг металлического урана, из которых 12,5 кг в процессе опытов было утеряно.
От скрытной Северной Кореи подобных откровений дождаться невозможно. А вот честность Сеула ослабила позиции США и их союзников, пытающихся добиться от Пхеньяна прекращения тайных ядерных разработок. МИД России заявил вчера о заинтересованности нашей страны в «полном прояснении картины» с южнокорейскими экспериментами.
В понедельник изучением истории с южнокорейским металлическим ураном займется группа инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Совет управляющих МАГАТЭ перенес рассмотрение вопроса о южнокорейских ядерных опытах «на неопределенное время», поскольку все силы агентства брошены на иранское атомное досье. Глава южнокорейского МИДа Пан Ги Мун оптимистично заметил, что расследование МАГАТЭ непременно снимет с его страны «необоснованные подозрения» в тайном создании ядерного оружия.
Пхеньян отрицает, что его неявка на запланированные переговоры на самом деле связана с желанием дождаться ноябрьских выборов в США, после которых политика Вашингтона, возможно, смягчится (если к власти придут демократы). В своем вчерашнем заявлении Северная Корея заявила, что ее «не заботит, кто станет президентом США» -- главное, чтобы лидер страны «захотел отказаться от враждебной политики в отношении КНДР». Пекин надеется, что переговоры удастся провести в октябре. Да и российский МИД не видит в заявлении Пхеньяна «принципиального отказа КНДР от участия в переговорном процессе».
Александр ЛОМАНОВ