Время новостей
     N°169, 17 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2004
Вихрь антитеррора
Дума решила расследовать трагедию Беслана и обсудить введение смертной казни для террористов
В Госдуме вчера прошло второе заседание рабочей группы по разработке поправок в антитеррористическое законодательство. В отличие от первого оно оказалось сенсационным. Открывая заседание, спикер Думы Борис Грызлов сообщил о создании парламентской комиссии для расследования теракта в Беслане, куда войдут представители Думы и Совета Федерации. А также подтвердил, что на первом пленарном заседании после каникул, 22 сентября, будет обсуждаться возможность введения смертной казни за терроризм.

Вряд ли думское большинство по своей воле решило прислушаться к мнению меньшинства -- напомним, с идеей создания комиссии выступил недавно независимый депутат Владимир Рыжков. 4 сентября на встрече с иностранными журналистами и политологами президент России Владимир Путин назвал такое расследование «политическим шоу». Видимо, за две недели позиция Кремля изменилась. Уже к ближайшему заседанию Совета Думы, которое состоится 21 сентября, главе комитета по безопасности Владимиру Васильеву предложено подготовить проект постановления по созданию расследовательской комиссии.

«Я очень рад, что Грызлов поддержал мою идею, -- сказал Владимир Рыжков корреспонденту «Времени новостей». -- Я вижу главную задачу парламентской комиссии не только в том, чтобы провести честное расследование и выявить виновных, но и в глубочайшем анализе брешей в нашей системе безопасности и подготовке доклада о комплексных мерах укрепления безопасности людей. У американцев после 11 сентября такая работа заняла три года. И сейчас они принимают уже вторую волну законов, более продуманных и системных, чем те, которые были приняты в первые дни после теракта».

Еще одной новостью дня стало решение рабочей группы включить в план рассмотрения законодательных инициатив вопрос о введении смертной казни для террористов. Совсем недавно председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников утверждал, что члены рабочей группы решили отказаться от этой идеи. Мотив был прост: террористы-смертники готовы умереть и без приговора суда. Казнь для них не наказание.

Однако теперь вопрос смертной казни снова всплыл на поверхность думской жизни. «В действующем Уголовном кодексе есть наказание в виде смертной казни. Можно данный вид наказания распространить в том числе и на статьи, направленные на борьбу с терроризмом. Такая тема тоже обсуждается, -- сказал журналистам Борис Грызлов после заседания. -- Мое мнение: от моратория отказываться нельзя, но общество заставляет обсуждать этот вопрос снова и снова».

Кроме того, в повестку ближайшего пленарного заседания Думы вынесено аж 36 вопросов, связанных с усилением мер безопасности и противодействием терроризму. 11 из этих вопросов уже оформлены в виде законопроектов и находятся в Госдуме. В частности, текст законопроекта «О противодействии терроризму», подготовленного ФСБ России, уже роздан в профильные комитеты палаты. Кроме него будут рассмотрены также законопроекты об использовании вооруженных сил при масштабной контртеррористической операции и об участии граждан в охране общественного порядка. Дума рассмотрит законы о борьбе с терроризмом уже на ближайшем пленарном заседании 22 сентября.

Поправки в антитеррористическое законодательство предусматривают весьма жесткие меры. Депутаты рассмотрят вопрос об ограничении на въезд и регистрацию по месту жительства граждан в регионах со сложной демографической обстановкой. Будет предложена процедура так называемой «предрегистрации», то есть «незамедлительного уведомления лицами, ответственными за жилые помещения, участковых уполномоченных органов внутренних дел о вновь прибывших лицах». Еще один жесткий вопрос -- «о введении административной ответственности в виде высылки по решению суда к месту жительства граждан Российской Федерации, нарушающих требования паспортного режима». Будет рассмотрено предложение восстановить уголовное наказание в виде конфискации имущества для лиц, признанных виновными в террористической деятельности.

Ряд мер касается безопасности полетов. Предлагается наделить сотрудников правоохранительных органов правом отстранять от полетов подозрительных лиц, даже если в их действиях нет ни административного проступка, ни уголовного преступления. В особый пункт выделен вопрос личного досмотра: «Обязанность сотрудника авиационной безопасности в случае, когда действия пассажира и/или данные о пассажире дают основания полагать, что жизни и здоровью других пассажиров, членов экипажа или других граждан угрожает опасность... провести с привлечением специалистов личный углубленный досмотр пассажира (включая колоноскопию) в специально оборудованном помещении». (Речь идет о процедуре, которую проводит врач-проктолог.)

«Будут издержки. Кто-то опоздает на самолет. Но невозможно избавиться от больного зуба, не открывая рта. Таких способов нет», -- сказал журналистам председатель комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев и кивнул в сторону депутата Артура Чилингарова, который вчера лечил зуб.

В качестве одной из мер по реализации новых антитеррористических инициатив уже называлась установка металлоискателей на станциях метро, что вызвало не слишком позитивную реакцию общественности. «Металлоискатели должны везде стоять, -- убежден член комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков. -- В том, чтобы поставить металлоискатели в метро, нет ничего сложного. Что лучше -- поставить рамку или подвергаться опасности взрывов?». Отвечая на вопрос, не затруднит ли металлоискатель и без того тяжелую ситуацию в метро в часы пик, г-н Гудков пообещал, что устройства будут не просто реагировать на металл, но и обладать повышенной чувствительностью к взрывчатке.

«Некоторые меры, такие, например, как высылка лиц, подозреваемых в терроризме, ужесточение контроля в аэропортах и местах массового скопления людей, только кажутся страшными, -- заверил Владимир Рыжков. -- Я считаю их оправданными, если это не будет сопровождаться массовыми нарушениями прав человека. Дело не в законе, а в его реализации. Я бы не стал запугивать людей драконовскими мерами, которые примет Дума. Гораздо хуже то, что Путин предложил по отмене выборов. Вот это действительно тяжелый удар по демократии и правам человека».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане