|
|
N°103, 15 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земля -- горожанам
Правительство согласно не трогать пашню
Восьмилетняя эпопея с Земельным кодексом подошла к финалу. Дума скорее всего одобрит сегодня правительственный проект кодекса в первом чтении и до каникул успеет утвердить его в целом. Во всяком случае на это рассчитывает правительство. Но даже после подписания президентом кодекс не закроет главный вопрос. В проекте ничего не сказано о купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения (угодья). Белый дом намеренно ушел от этой проблемы, из-за которой Земельный кодекс не может обрести силу закона с 1993 года.
Тем не менее левое думское крыло собирается сегодня в очередной раз заблокировать принятие кодекса, и именно из-за угодий. Фракция КПРФ и в прошлые годы соглашалась голосовать только за такой проект, отдельная статья в котором ясно запрещала бы торговать пашней и пастбищами. Исключить угодья из товарного оборота -- значит запретить собственность на пахотные земли. С этим запретом не согласно большинство Аграрной партии, невзирая на свою близость к коммунистам. Сегодня это аграрное большинство растворено во фракции ОВР. А меньшинство представлено в Аграрно-промышленной депутатской группе, которая почти всегда голосует солидарно с фракцией КПРФ. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов и лидер думских аграриев Николай Харитонов в течение последнего месяца настойчиво заявляют, что правительство готовит распродажу земли, которая обернется для народа бедой, намного превосходящей приватизацию. Г-н Харитонов уверяет, что с молотка пойдет 90% земли. По версии г-на Зюганова, распродано будет «98% территории страны».
При этом оба не возражают, чтобы в собственность к гражданам отходили дачные и приусадебные участки, чтобы заводы и фирмы владели землей, которую занимают их цехи и офисы, чтобы домовладельцы также были собственниками земли, на которой построен их дом. Иными словами, подавляющее большинство статей правительственного кодекса концептуально устраивают и коммунистов, и аграриев. Более того, идя навстречу требованиям левых, правительство записало в кодекс, что оборот сельхозугодий регулируется специальным федеральным законом, проект которого еще не написан. Но левых такая формулировка не устраивает, поскольку она в принципе не запрещает куплю-продажу пашни.
Такая формулировка не устраивает и правое крыло Думы. Во фракции СПС полагают, что в специальном законе может возникнуть запрет на куплю-продажу сельхозугодий. Поэтому СПС выставил альтернативный проект Земельного кодекса, вводящий угодья в товарный оборот. Правда, авторы альтернативного проекта уже заявили, что готовы снять свой закон с рассмотрения и проголосовать за правительственный в первом чтении. Однако во втором чтении СПС будет голосовать «за» только в том случае, если правительство предъявит Думе проект закона об обороте земель сельхозназначения.
Впрочем, ни КПРФ с аграриями, ни СПС не имеют в нынешней Думе блокирующего количества голосов. Частичная поддержка СПС и «Яблока» при одобрении «альянса четырех» дают необходимое большинство. Однако исход голосования по кодексу зависит от позиции фракции ОВР, а представителям аграриев в этой фракции требуется ясность в отношении угодий. Они не против их купли-продажи, но при одном условии: земля должна достаться тому, кто на ней работает. Видимо, поэтому вчера на заседание фракции ОВР прибыл глава МЭРТ Герман Греф. В итоге ОВР будет голосовать "за".
Возможно, в визите г-на Грефа и не было особой нужды, поскольку о благосклонности фракции ОВР успел позаботиться ее депутат, один из лидеров Аграрной партии Геннадий Кулик. Будучи зампредом бюджетного комитета, г-н Кулик неделю назад проявил более чем заметную активность в работе думского комитета по собственности (курирует проект Земельного кодекса). Готовя документ к первому чтению, комитет разработал проект постановления, который Дума должна будет утвердить, если одобрит кодекс в первом чтении. Помимо стандартного пункта («одобрить») комитет включил в него еще семь, и каждый содержит требование, которое непременно должно быть выполнено ко второму чтению. Пять из них внесены по настоянию г-на Кулика, в частности: «уточнить перечень земельных участков, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте», «уточнить положения законопроекта, определяющие нормы приобретения в собственность гражданами земельных участков». Эти положения на самом деле означают, что приобретать пашню в собственность будет можно, но со временем (когда появится специальный закон) и с гарантией того, что в России не появятся латифундии. Чего, собственно, и ждут от кодекса аграрии из ОВР.
Городские же земли начнут переходить в частную собственность, как только кодекс вступит в силу.
Виктор ХАМРАЕВ