Время новостей
     N°169, 17 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2004
По рублю за километр
Минтранс внедряет рыночные механизмы на больших дорогах
Министерство транспорта России до 1 октября внесет в правительство проект закона "О платных автомобильных дорогах", сообщил глава ведомства Игорь Левитин вчера на совещании, посвященном этому вопросу. В тот же день на встрече с журналистами заместитель министра транспорта Александр Мишарин сказал, что Госдума, как ожидается, передаст законопроект на рассмотрение правительства в декабре.

Нынешнее состояние дел в дорожно-строительной сфере, по словам г-н Мишарина, характеризуется «отсутствием рыночных механизмов и заинтересованности в повышении качества строительства, а также высоким уровнем издержек». Наперекор укоренившемуся мнению замминистра отметил, что эти дорожные беды не являются исключительно российскими, в той или иной мере они есть во всех странах. И одним из наиболее действенных инструментов для рационализации дорожного хозяйства за рубежом оказалось внедрение платных автодорог. Минтранс выступает за то, чтобы применить этот передовой иностранный опыт в России.

При этом, по словам г-на Мишарина, расходы рядовых автомобилистов в результате должны не увеличиться, а, наоборот, сократиться. В концепции законопроекта заложен следующий принцип: тариф за проезд по платной дороге должен быть ниже, чем суммарная выгода, которую получает пользователь этой дороги в виде экономии топлива, ресурса транспортного средства и собственного времени (по сравнению с проездом по альтернативной бесплатной дороге). Директор Института управления рисками Александр Ерыгин вчера заверил журналистов, что его научное учреждение располагает методиками, позволяющими учесть и привести к единому знаменателю все эти разнородные показатели. В денежном выражении оптимальный размер платы, по мнению г-на Ерыгина, должен составить 80% от этой совокупной экономии. В еще более абсолютном выражении, уточнил г-н Мишарин, она, по расчетам Минтранса, должна быть около 1 руб./км на длинных (в несколько сотен километров) отрезках платных дорог и до 1,5 руб./км на более коротких участках. Правда, в другом месте своего выступления он сказал, что мировой опыт подсказывает желательность ставки 2--3 цента (то есть 6--9 руб.) за километр. Когда журналисты начали на пальцах считать расходы на бензин для поездки из Москвы в Санкт-Петербург (400--500 руб.) с будущей платой за проезд по этому маршруту (минимум 600--700 руб.) и безуспешно искать в полученной сумме экономию, г-н Мишарин указал, что писатели не принимают во внимание экономию нервов своих близких в результате непременного повышения безопасности движения на платной трассе. Кроме того, подчеркнул он, каждый водитель волен сам выбирать между платной и бесплатной дорогой. Обязательное сохранение альтернативных бесплатных трасс, параллельных платным, является одним из основных принципов подготовленного законопроекта.

По его словам, в создание платных дорог планируется привлекать бюджетные и частные (российские и зарубежные) инвестиции. При этом построенная дорога останется в собственности государства, но может быть передана в управление инвестору на срок окупаемости проекта (то есть на 20--30 лет). В ответ на замечание корреспондента «Времени новостей», что в сегодняшней России Минтранс не найдет частных инвестиций на такой срок, замминистра парировал: «Частные инвестиции -- это вложения не только в дорожное полотно, но и в придорожную инфрастуктуру, сервис, развитие территории».

Г-н Мишарин надеется, что к 2020 году 5% федеральных дорог (протянувшихся сейчас на 47 тыс. км) будут платными. В качестве наиболее многообещающих направлений для строительства платных трасс рассматриваются Москва--Санкт-Петербург, на Минск и на юг вдоль Дона.

В устах замминистра вопрос об этих дорогах даже пробрел неожиданную политическую окраску. «Опыт создания платных дорог за рубежом, в сильных государствах, исключительно положительный, -- отметил г-н Мишарин. -- У нас сейчас тоже есть шанс: власть укрепляется».

На местном уровне, пользуясь существующими нормативными актами, некоторые регионы уже продвинулись в вопросе о платных дорогах гораздо дальше федерального центра. В Московской области с 1 января вступил в действие закон «Об автомобильных дорогах», седьмой раздел которого посвящен платным трассам. Опираясь на этот закон и сопровождающий его пакет подзаконных актов, рассказал вчера «Времени новостей» замгендиректора ОАО «Мосавтодор и партнеры» Александр Светличный, в Подмосковье уже проектируются два платных участка дороги: МКАД--Ногинск (45 км) и 2-километровая перемычка между Волоколамским и Новорижским шоссе под Красногорском. Стоимость первого проекта г-н Светличный оценил в 270 млн долл., второго -- в 20 млн долл. И тот и другой, как ожидается, окупятся за 20 лет при тарифе от 2,5 руб./км с легковой машины (Ногинск) до 5 руб./км (Красногорск). И на тот и на другой уже есть кандидаты-инвесторы. Однако, как подчеркнул г-н Светличный, эти проекты пойдут гораздо живее после принятия соответствующего федерального закона, который даст инвесторам полновесные государственные гарантии.

Михаил КУКУШКИН