|
|
N°169, 17 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Астанинские стихи
"СНГ" хотят зарифмовать с "большой восьмеркой"
Закончившийся вчера в Астане саммит СНГ во многих отношениях оказался событием примечательным. Хотя бы потому, что для одних президентов он стал последним, для других, по существу, -- первым. Президент Украины Леонид Кучма сдал свои полномочия главы «президентского клуба». Председателем Совета глав государств Содружества вчера был избран Владимир Путин. Это стало окончательным свидетельством того, что г-н Кучма не будет баллотироваться 31 октября на президентских выборах на Украине. Впрочем, уже на своей встрече в узком кругу лидеры СНГ не скрывали, что следующим украинским лидером хотели бы видеть выбранного г-ном Кучмой в качестве преемника премьера Виктора Януковича.
Грузинский президент Михаил Саакашвили, напротив, впервые принимал участие в формальном саммите Содружества (присутствие на июльских скачках в Москве в кругу лидеров СНГ не в счет). Он выделялся среди коллег не только очевидной молодостью, но и цветом лица. Если ветераны президентского клуба, усевшиеся на пресс-конференции согласно алфавиту в ровный ряд, сияли хоть и разных оттенков, но румянцем, то г-н Саакашвили выглядел чрезвычайно уставшим и даже каким-то бледно-серым. Но при этом казалось, что от него исходит какое-то мощное энергетическое поле.
Воздействовало ли это поле на сидящего плечом к плечу с грузинским лидером президента Киргизии Аскара Акаева, сказать трудно, но последний старательно пытался не поворачиваться к соседу. С другой стороны, это кажется странным, ведь г-н Акаев должен быть благодарен г-ну Саакашвили за тот «стимул» к творчеству, каким оказалась для киргизского президента «революция роз» в Грузии. В этом на днях признался сам Аскар Акаев во время презентации в Москве своей новой книги, ставшей его «ответом на вызов новым государствам на постсоветском пространстве». Таким «вызовом», утверждает г-н Акаев, стала грузинская «бархатная революция», направленная «на ослабление СНГ». Более того, в результате президент Акаев получил «заряд, которого хватит на годы, чтобы успешно руководить страной». Возможно, поэтому, как стало известно «Времени новостей», президент Киргизии подарил в Астане г-ну Саакашвили свою новую книгу.
Сам саммит СНГ может оказаться переломным, если не роковым в судьбе Содружества. Как и предполагала вчера газета «Время новостей», президент Казахстана вынес на обсуждение коллег концепцию кардинального реформирования Содружества, «захлебнувшегося в бюрократии», «оторванного от реальной жизни», «большие финансовые затраты» на которое «не приносят конкретных результатов». В качестве примера г-н Назарбаев привел деятельность Экономического суда СНГ, рассмотревшего за десять лет своего существования 62 дела, по четырем из них были приняты решения, которых, как сказал казахстанский лидер, «никто даже не заметил». Ирония ситуации в том, что в повестке саммита значилось принятие решения о том, что Экономический суд должен стать «эффективным механизмом укрепления зоны свободной торговли СНГ».
Так вот, г-н Назарбаев предложил упразднить эту «пустую» структуру. Среди других подлежащих устранению структур совет министров обороны, штаб по координации военного сотрудничества, межгосударственный статистический комитет. Предлагается также сократить численность исполкома СНГ с 220 до 140 человек, уменьшить до двух число его сопредседателей, с девяти до пяти сократить количество департаментов в исполкоме и постпредов при Экономическом совете СНГ, ликвидировать различные советы и другие органы Содружества. Президент Казахстана предлагает отказаться от практики назначения на должности в аппаратах СНГ «ветеранов и пенсионеров», поскольку считает это признаком «неуважения к самим себе». Г-н Назарбаев уверен: нужно создать на пространстве Содружества нечто наподобие «большой восьмерки». Ее деятельность должна сосредоточиться на трех основных направлениях: безопасности, экономическом и гуманитарном сотрудничестве. Для этого необходимо образовать совет безопасности СНГ в составе глав МИДов и национальных совбезов, министров обороны и руководителей спецслужб, возложив функции исполнительных органов на антитеррористический центр и исполком СНГ.
Итоговое решение по реформированию СНГ будет принято в течение ближайшего года на внеочередном саммите, а до этого предложения Астаны будут еще обсуждаться во всех столицах Содружества.
Вчера в казахстанской столице состоялись серьезные дискуссии по поиску решения региональных конфликтов на территории СНГ. Весьма неординарной оказалась состоявшаяся поздно вечером 15 сентября встреча президентов Армении и Азербайджана. В общей сложности Роберт Кочарян и Ильхам Алиев беседовали более четырех часов (!). В середине встречи третьим ее участником стал Владимир Путин, потом его сменили сопредседатели Минской группы ОБСЕ от России, США и Франции, специально прибывшие для этого в Астану. Публичный итог рандеву подвел г-н Алиев. «После таких встреч обычно отделываются общими фразами, -- сказал он. -- И эта встреча не исключение». Судя по разговорам с членами бакинской и ереванской делегаций, состоявшимися у корреспондента «Времени новостей» в кулуарах саммита, президентам двух стран удалось восстановить диалог и вернуться к спокойному изложению своих позиций с участием международных посредников. И это совсем не худший результат.
Весьма эмоциональным оказался обмен мнениями по абхазской проблеме между Путиным и Саакашвили. Свидетелем их полемики, продолженной на пресс-конференции, стали и журналисты. Михаил Саакашвили, выразив удовлетворение тем, что в документах саммита была еще раз подтверждена приверженность лидеров СНГ договоренностям Алма-Аты 1996 года и Сочи 2003 года о неизменности признания территориальной целостности Грузии, довольно резко высказался о противоречащих этим положениям шагах Москвы. Речь идет о возобновлении железнодорожного сообщения между Сухуми и Сочи. Владимир Путин отвечал ему, что эти «коммерческие отношения хозяйствующих субъектов никак не противоречат решениям СНГ».
Президента Грузии этот ответ не удовлетворил. «Мы расцениваем присутствие г-на Фадеева в Сухуми (глава РАО «Российские железные дороги», бывший глава МПС России. -- Ред.) как несоответствующее такой позиции России», -- сказал г-н Саакашвили. Он добавил, что «Россия может и должна решить проблему возвращения грузинских беженцев в Гальский район Абхазии». Путин вновь ввязался в полемику. Но тон его уже не предвещал ничего хорошего: «Мы еще подискутируем с президентом Грузии на эту тему сразу после пресс-конференции, но скажу, что беженцы уже возвращаются в Гальский район...»
Встреча Путина и Саакашвили действительно потом состоялась и заняла не более 20 минут. О ее результатах ничего конкретного не могли сказать и члены грузинской делегации в Астане -- собеседники разговаривали без свидетелей. Впрочем, и здесь сам факт встречи обнадеживает. Вплоть до середины вчерашнего дня грузины не получали согласия на нее со стороны россиян. А накануне состоялось рандеву российского и грузинского премьеров Михаила Фрадкова и Зураба Жвании. Последний сообщил "Времени новостей", что удовлетворен разговором, и пришел к неожиданному выводу: российское руководство, оказывается, не всегда осведомлено о конкретных фактах российско-грузинских отношений.
Резким выглядел обмен мнениями и по поводу приднестровского конфликта. Суровым прокурором по отношению к Кишиневу здесь выступил Леонид Кучма. «Для нас остались тайной за семью печатями мотивы, которыми руководствовалось руководство Молдавии, отказавшись от возможности урегулировать конфликт с Приднестровьем (так называемый российский «план Козака». -- Ред.)». Г-н Кучма вменил в вину Кишиневу введение молдаванами не согласованной с Киевом экономической блокады Приднестровья. «Там же в основном русские и украинцы живут, это ударит по их интересам», -- с упреком сказал украинский лидер. Тут не удержался молдавский премьер Василе Тарлев, замещавший на саммите президента Воронина. «Не дай бог никому иметь дело с сепаратистским режимом, -- как-то жалобно выпалил премьер. -- Они же просто отмывают там (в Тирасполе, -- Ред.) деньги».
В этот момент в оркестре саммита СНГ снова зазвучали «грузинские скрипки». «Мы поддерживаем территориальную целостность Молдавии, -- вмешался в спор Михаил Саакашвили. -- Все контакты с сепаратистскими режимами должны вестись только с согласия руководства стран, на территории которых эти режимы действуют».
Леонид Кучма почему-то принял эти слова на свой счет и, повернувшись к грузинскому коллеге, заметил: «Украина никогда не давала повода для таких обвинений». Г-н Саакашвили с готовностью покачал головой: «Да-да, конечно...»
Выразительно пикировались между собой другие близкие соседи -- президенты Киргизии и Узбекистана. Ислам Каримов, поддержав «в основном» позицию Аскара Акаева, признавшего право России наносить превентивные удары по базам террористов, высказался по деталям. Он назвал «поверхностной» уверенность г-на Акаева в том, что современных террористов можно уничтожить, стреляя по ним со сверхзвуковых истребителей. Еще г-ну Каримову откровенно не понравилась «самореклама перед телекамерами своих позиций», которой занимались некоторые присутствовавшие рядом с ним президенты. На личности, однако, узбекский президент переходить не стал. И так уже атмосфера в зале была изрядно накалена.
Только президент Азербайджана не проронил в присутствии прессы ни слова. Никто его почему-то ни о чем и не спрашивал. Свои главные вопросы и ответы он, видимо, исчерпал накануне, обсуждая карабахскую тему со своим армянским коллегой.
Аркадий ДУБНОВ, Астана