Время новостей
     N°123, 12 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.09.2000
Технология против лоббиста
Вызов новым луддитам
Механизм принятия решений на высшем уровне -- штука загадочная. Как, почему, под влиянием чего (или кого) чиновники высшего уровня принимают решения -- это всегда было предметом исследований и прогнозов. Решающим признается личностный фактор. Политологи любят высчитывать проходные баллы, определяя ими частоту и легкость проникновения чиновника того или иного уровня к вышестоящему руководителю. Заместителей министра -- к министру. Министров, вице-премьеров, представителей администрации -- к президенту. То есть доступ к уху.

Сегодня эффективность этой системы может сильно снизиться. Не обязательно субъективный фактор будет устранен вовсе, но шанс на его снижение есть. Этим лоббисты всех уровней обязаны апробируемой Министерством экономического развития и торговли новой компьютерной технологии -- визуально-интуитивного извлечения полезной информации (ВИ-технологий).

Современная «пирамида принятия решений», когда информация по конкретному вопросу в максимальном объеме находится у основания пирамиды, а по мере подъема вверх уменьшается, уступая место заготовленным сценариям (первое лицо лишь выбирает какой-то из них), страдает от субъективизма. Причем проблема эта отнюдь не сугубо российская -- она существует во всем мире и в сфере бизнеса, и в сфере госуправления. Далеко не всегда и не везде решения оказываются правильными -- вне зависимости от формы государственного устройства. Не так давно, например, правительство Нидерландов обнародовало результаты анализа собственной деятельности 50-летней давности: была выявлена предельная неэффективность принятых тогда решений. Около 80% из них оказались неверными в принципе, а из оставшихся двадцати процентов лишь пять были признаны правильными, то есть соответствовали заявленным и реализуемым целям.

Попытка придумать инструмент, позволяющий работать с гигантскими объемами информации и доводить ее без потерь до первых лиц, была предпринята в начале 90-х годов. К середине прошлого десятилетия появились ВИ-технологии, которые позволяют проанализировать громадный объем информации, представить их в графическом виде и пронаблюдать динамику изменения параметров. Только что подобного рода технологии нашли свое место и в России, причем не в большом бизнесе (что было бы более логично), а в структурах исполнительной власти. Министерство экономического развития начало апробировать программу MineSet, разработанную компанией Silicon Graphics Inc. (SGI).

О возможностях ВИ-технологий и сферах применения программы MineSet корреспонденту газеты «Время новостей» рассказал Сергей Карелов, генеральный менеджер представительства SGI в СНГ. Простейший пример, который дает представление о возможностях ВИ-технологий, по словам г-на Карелова, -- это изучение незнакомой местности.

Первый, самый примитивный способ решения этой задачи -- прочесть книги с описанием ландшафта. После нескольких часов чтения какое-то представление о местности возникает, но достаточно скудное. Второй, чуть более продвинутый способ -- изучение альбомов с фотографиями, рисунков и карт. Это чуть лучше, но до идеала далеко. ВИ-технология с помощью объемного изображения дает возможность поместить пользователя "внутрь ландшафта". Этот способ позволяет достичь совершенно другого уровня проникновения в информацию.

Если стоит задача изучить бюджет страны -- вместо чтения множества таблиц и графиков можно погрузиться в бюджетное «дерево». И побродить по «ветвям», на каждом из которых столбиками обозначены поступления из всех регионов -- штатов в случае с США, или же российских областей и республик. ВИ-технологии позволяют быстро просмотреть динамику поступлений за несколько лет, увидеть неожиданные падения или рост на какой-нибудь территории, обнаружить непрямые зависимости, которые в таблицах увидеть крайне сложно. Применение этих технологий в российской практике госуправления, по убеждению специалистов SGI, позволило бы решить три блока задач.

Во-первых, информация во всем ее многообразии становится доступной людям, принимающим решения. «Сейчас в обществе распространено мнение, что верхние эшелоны власти часто не в курсе того, что на самом деле происходит в стране, -- говорит г-н Карелов. -- Ведь никому даже в голову не придет принести, к примеру, господину Волошину бюджет и попросить его почитать. Но предложить за 15 минут посмотреть визуальную его интерпретацию -- вполне реально».

Второй плюс -- это возможность воспользоваться аналитическими средствами, которые заложены в ВИ-технологии. «При принятии решений крайне важны средства моделирования, позволяющие проиграть разные сценарии и посмотреть, как себя поведут одни показатели при смене других. В итоге качество решений, их продуманность возрастает на многие порядки».

Пример подобного анализа специалисты SGI продемонстрировали корреспонденту «Время новостей». Это образец изучения сценариев развития налоговой реформы, где демонстрируется степень политических рисков при разных масштабах и скорости изменения трех налогов: подоходного, НДС и налога на прибыль. Напрашивавшийся до анализа вывод о том, что наименее рисковым должен быть мягкий вариант реформ, с постепенным изменением ставок налогов, оказался неверным.

И, наконец, третий плюс использования ВИ-технологии в системе госуправления -- возможность группового анализа, мозгового штурма, занимающего полчаса -- час, вместо долгого изучения каждым членом группы многотомных исследований.

Однако все эти три плюса, подчеркивает г-н Карелов, -- потенциальные. Потому что наполнение компьютерной оболочки данными и их применение зависит от пользователей.

Герман Греф, глава Министерства экономического развития и торговли, где недавно начался процесс апробирования MineSet, новым продуктом совершенно очарован. «Это абсолютно новый для России инструментарий, -- говорит г-н Греф, -- который мы будем применять для анализа экономической ситуации. Он позволяет увидеть то, что невозможно объяснить на словах: например, изменение валового регионального продукта по всем субъектам федерации, их взаимосвязь и динамику поступлений из регионов в федеральный бюджет. Или посмотреть, какой эффект вызовет в масштабах страны изменение налоговой нагрузки. Увидеть скрытые связи, взаимозависимости разных параметров и спрогнозировать развитие ситуации».

Заместитель главы МЭРТ Мухамет Циканов, который курирует региональную проблематику в министерстве и занимается информационным наполнением новой программы, привел несколько примеров. «Вот мне принесли том со статистикой по социально-экономическому положению страны за первое полугодие 2000 года. Чтение его займет как минимум несколько часов. А просмотр с использованием новой технологии -- несколько минут. Она позволяет принципиально изменить отношение и к научному анализу, и к восприятию информации, которое сегодня существует в системе исполнительной власти».

Это вовсе не означает, подчеркивает г-н Циканов, что правительство до сих пор не было способно воспринимать научный анализ: «При правительстве действует несколько аналитических центров, которые проводят мониторинг и анализ того, что происходит в стране: это несколько научных институтов, Центр стратегических разработок, Бюро экономического анализа. Другой вопрос -- насколько эффективно их наработки используются в принятии управленческих решений. А поскольку научный анализ не всегда нагляден и доступен для мгновенного восприятия человеком или коллективом тех, кто должен принимать решение, -- степень его применения низка».

Область возможного применения новой технологии -- это, например, анализ разрыва социально-экономического развития по регионам. «Мы смотрим на карту страны, -- рассказывает г-н Циканов, -- и видим, что Москва по показателю экспорта выпирает настолько, что не помещается на экране. В чем дело? В несовершенстве налогового законодательства или есть другие причины? И почему по объемам экспорта Республика Саха так глубоко упала? Где наши алмазы? Или еще пример -- смотрим прогноз динамики валового регионального продукта на душу населения по регионам страны и замечаем один или группу регионов, которым грозит провал. Значит, сегодня надо принимать срочные меры, чтобы не получить в этом регионе невыплату зарплат и социальных пособий, чтобы предотвратить кризис».

Подобная практика применения ВИ-технологий может значительно изменить систему принятия решений в стране. Устранить или по крайней мере снизить влияние субъективного фактора. А значит, сильно разочаровать региональных или федеральных лоббистов всех уровней. Вряд ли они легко согласятся с тем, что бездушная машина станет выполнять их функции. Тем более что способ борьбы с техникой, заменяющей человека, изобретен английскими луддитами еще в начале XIX века.

Елена ЗАГОРОДНЯЯ