|
|
N°168, 16 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Советы дилетанта
Полпреду президента в Южном федеральном округе
Уважаемый Дмитрий Николаевич,
извините, что лезу со своими непрошеными советами, да еще и в эпистолярном жанре. Но дело вот в чем.
На «расстрельную» должность ответственного за Кавказ назначен человек, имеющий репутацию умного, системного и некоррумпированного чиновника. А потому есть надежда, что он займется как раз тем, чем ему поручено заниматься и для чего ему приданы генерал-губернаторские, если не прокураторские полномочия.
Очень бы хотелось посоветовать в первую очередь не торопится и прежде чем решить, по сколько заместителей будет у каждого из северокавказских начальников, подумать о том, что с каждым из народов, возглавляемых этими начальниками, у России исторически складывались отдельные отношения. И для того, чтобы не ломать дров вдобавок к уже немерено наломанному, желательно эти отдельные отношения сохранять.
Десять лет назад вышедшие из моды московские интеллигенты взывали к руководству страны прочитать (перечитать) «Хаджи-Мурата», перед тем как отправлять на Кавказ войска. Совет, надо сказать, был дельный. Сегодня, однако, этим уже ограничиваться не приходится. Желательно посмотреть еще на карту Кавказа, вспомнить обо всех народах, которые там проживают, и, повторяю, изучить историю наших отношений. История, конечно же, наука удивительная -- вот и получилось так, что вся ответственность за депортацию кавказских народов возложена на русских. Придумали депортацию два грузина, но и сами высланные народы, и история, и уж тем паче окружающий мир решили, что ответственность несут русские. И как бы это ни было грустно, мы обязаны с этим смириться, склониться перед этой ответственностью, взять ее на себя целиком и полностью вместе со всем наследием империи, в том числе вместе с прочерченными теми же грузинами границами.
В отличие от голландских, латышских и польских специалистов, твердо знающих, как добиться мира на Кавказе (но отчего-то не желающих впускать на свою суверенную территорию проживающих в Чечне граждан России), я этого не знаю. Более того, я убежден в том, что только время сможет сначала приглушить, а потом, может быть, и остановить войну, но я твердо знаю, что на Кавказе нельзя всех чесать под одну гребенку, что живущие там народы воспринимают как оскорбление то, что их всех пытаются загнать в какую-то неизвестно кем изобретенную группу неизвестно какой национальности. Ведь все же они по-разному относятся к русским, и Россия к ним ко всем всегда относилась по-разному.
С одними отношения у нас исторически строились с позиций силы, с другими -- на основании расчетливости, с третьими -- на взаимном коварстве, а вот с осетинами отношения были братскими. Любой человек, у которого есть брат или сестра, знает, что братские вовсе не означает привилегированные, или самые близкие, или самые простые. Наоборот, самые что ни на есть сложные. Но при этом такой степени близости, что приходится делить горе и счастье. Чечня и чечены, так же как Ингушетия и ингуши, навряд ли могут чувствовать себя, например, брошенными Россией на произвол судьбы или преданными. У нас не тот уровень и не та история взаимоотношений, чтобы говорить о предательстве.
А вот осетины это вполне могут почувствовать, и допустить такое было бы не только ошибкой или преступлением -- это было бы исторической изменой. Тем не менее сегодня именно осетины чувствуют себя брошенными и преданными. Брошенными и преданными своими старшими братьями.
У нашего братства много корней. Конечно, немаловажно то, что осетины в большинстве своем христиане, хотя по сути (точно как и русские) -- язычники, важно и то, что мы с ними любим посидеть за столом и выпить, а потом поорать песни. Мы часто одинаково шутим, одинаково смотрим на вещи. Или смотрели до недавних пор.
Наверное, расчетливые российские чиновники в древние времена еще не забывали глядеть на карту, указывая, что именно Осетия находится на перекрестье всех кавказских дорог и путей -- что с севера на юг, что с востока на запад. Понимали, почему столица этого края называется так, как она называется. Что владеющий Осетией владеет и Кавказом. И как же повезло России, что именно это перекрестье оказалось заселенным братским народом, который, даже несмотря на обиды, не затаит кровной мести и не предаст. А мы их если и не предаем, то частенько бросаем.
На Кавказе нам, Вам, Дмитрий Николаевич, противостоят очень умные и расчетливые люди. Которые знают и понимают Кавказ намного лучше нас с Вами. Боюсь, как раз поэтому удар был нанесен именно по Осетии. И как раз поэтому было запланировано уничтожение именно осетинских детей.
Давайте не будем про это забывать. Братские отношения очень трудная штука. Если они рвутся, то чаще всего бесповоротно.
Лев БРУНИ