Нельзя сказать, что лос-анджелесский таксист Макс (Джеми Фокс) не любил свою работу, но за двенадцать лет может надоесть любое ремесло. Тем более что на собственную фирму по
прокату лимузинов, о которой он мечтал и в существовании которой уверил свою прикованную к больничной койке мать, Макс так и не накопил. Единственные бонусы, которые дает ему ежедневное сидение за баранкой, -- способность мгновенно, с точностью до минуты, рассчитать время пути откуда угодно и куда угодно. Вот и все. Редкие удачи, вроде симпатичной попутчицы (Джада Пинкет-Смит), с которой вдруг оказывается неожиданно легко и просто разговаривать обо всем на свете, не в счет: оставленная успешной красавицей визитная карточка с телефоном так вечно и будет пылиться без дела за приборным щитком. Не такой Макс человек, чтобы решиться позвонить. Но все в жизни робкого таксиста меняется, когда к в машину подсаживается Винсент (Том Круз) -- не по возрасту седой господин в безупречном костюме и с холодным взглядом, который ангажирует Макса на весь вечер, чтобы успеть сделать все свои дела. Не пройдет и получаса, как Макс обнаружит, что главное и основное занятие Винсента -- убивать незнакомых людей за деньги. На сегодняшний роковой вечер в его бизнес-плане отмечено пять человек. Под дулом пистолета Макс вынужден стать едва ли не напарником киллера, проникнуться его весьма своеобразной философией и даже в один из моментов практически поменяться с ним ролями. Кажется, еще чуть-чуть -- и он на самом деле превратится в соучастника. Но когда в ноутбуке Винсента останется последняя фамилия, Макс взбунтуется и начнет диктовать свои правила. Потому что последней жертвой волею рока должна стать та самая попутчица.
Для фильма с подобным сюжетом (крепким, но, признаться, далеко не самым оригинальным) «Соучастник» невероятно, просто фантастически хорош. Как минимум невозможно оторвать глаз от дуэта двух актеров, решивших изменить привычному амплуа. В результате обросший щетиной Том Круз заставляет напрочь забыть о том, что он еще совсем недавно и не воспринимался иначе как вечный сахарный мальчуган, а ведь Винсент всего лишь второй (после вампира Лестата) отрицательный персонаж в его длинном послужном списке. А Джеми Фокс, ассоциировавшийся в основном с идиотскими афроориентированными комедиями вроде «Зова плоти» да второстепенными ролями в относительно значительных фильмах, вырастает за два часа едва ли не в нового Дензела Вашингтона. Между этими негаданными перевертышами начинается вполне электрическое взаимодействие, которое искрит до самого конца. И все-таки даже они в «Соучастнике» не самое главное. Ими руководит, их направляет, им отдает незримые команды кукловод высшего класса.
Майкл Манн. Человек, который придумал сериал «Полиция Майами» (1984), впервые показал на киноэкране Ганнибала Лектера («Охотник на людей», 1986) и свел в одном кадре Аль Пачино и Роберта Де Ниро («Схватка», 1996), -- уже этого было бы достаточно, чтобы вписать его имя в голливудские анналы самыми крупными буквами. Его трижды выдвигали на «Оскар», он никогда не останется без работы, но почему-то никто до сих пор не решается сказать вслух одну простую вещь: похоже, Манн -- один из немногих действительных кинематографических гениев. Дело не в том, что его фильмы переворачивают кинопроцесс с ног на голову, напротив, они чаще всего очень традиционны. Но мало кто так точно чувствует самую суть и использует все возможности движущегося изображения. Его фильмы, будь даже они посвящены такой сомнительной с точки зрения кино теме, как суета вокруг иска к табачной компании («Свой человек», 1999), кажутся внятными и совершенными шедеврами.
В «Соучастнике» Манн не изменил себе. Подобно очень хорошему таксисту, он знает, когда надо гнать стремглав, а когда имеет смысл постоять в небольшой вроде бы пробке, чтобы потеряв пять минут вдруг вынырнуть в малозаметный переулок -- и с лихвой наверстать упущенное. Ибо едва только клиент назвал пункт назначения, как в голове уже прочерчен единственный возможный -- и на поверку идеальный -- маршрут следования. «Соучастник» работает подобно отменно смазанному механизму, сцены перетекают одна в другую без всякого усилия, прыгающая ручная камера не оставляет привычного ощущения штормовой болтанки, а два часа экранного времени пролетают абсолютно незаметно. Все продумано. И если поначалу светлый костюм и серебряная седина Винсента кажутся странным, нарочитым контрастом в расцвеченной неоном темени вечернего клаустрофобического Лос-Анджелеса (выглядящего здесь сознательным негативом светлых открытых пространств Города Ангелов, каким он представал в манновской же «Схватке»), то все встает на свои места в финальной хромированной сцене на станции метро. Именно сюда и именно в таком виде и должен был прийти герой Круза, чтобы окончательно стать частью общей картины. Слиться с миром, который он неброско, но аккуратно уничтожал. Подобных примеров в фильме не счесть. Но вся эта ладная скроенность не имеет ничего общего с привычным голливудским конвейером: в «Соучастнике» находится место и настоящим чувствам, и черноватому юмору, и брызжущим через край эмоциям.
«Соучастник» наверняка будет бороться за призы Американской киноакадемии, и если получит в итоге некоторую их часть -- это будет вполне справедливо. Но есть ощущение, что лучший фильм этого удивительного человека еще впереди. Когда он перестанет растрачивать свой дар на рядовые (пусть и преображаемые его особым взглядом в выдающиеся) триллеры и социальные драмы, а снимет что-нибудь по-настоящему глобальное -- из его такси вообще не захочется вылезать никогда. Пока же -- через два часа виртуозного экранного вождения -- остается только выдать ему изрядные чаевые в виде кассовых сборов и вежливо распрощаться. В ожидании маршрута, который обязательно изменит жизнь и судьбу до неузнаваемости.