|
|
N°169, 17 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шахидки на вечной мерзлоте
На Таймыре разрабатывают план борьбы с терроризмом
В Дудинке, столице Таймырского автономного округа (один из самых северных регионов России), решили всерьез взяться за борьбу с терроризмом. 15 сентября под председательством губернатора округа Олега Бударгина прошло экстренное внеочередное заседание окружного совета безопасности, на котором «обсуждались первоочередные меры по усилению безопасности территории и активизации антитеррористической деятельности».
Теперь в округе будет ужесточен контроль за работой паспортно-визовой службы (отныне никто не сможет получить документы в обход существующих правил) и всеми сделками по недвижимости (милиция проверит, по назначению ли используются все купленные в последнее время склады, производственные помещения и квартиры). Естественно, будет усилена и охрана всех объектов жизнеобеспечения. Делать все это северяне будут вместе с администрацией Норильского промышленного района и Заполярным филиалом горно-металлургической компании «Норильский никель». Губернатор Олег Бударгин уже объявил, что в ближайшее время будет создана единая антитеррористическая комиссия Таймыра и Норильска.
Между Дудинкой и Норильском, северной столицей Красноярского края, всего около ста километров. Оба эти города фактически занимаются обслуживанием гигантских металлургических и горных предприятий «Норникеля» и оба крайне уязвимы. Девять месяцев в году здесь холодно. Зимой температура довольно часто опускается ниже минус 50. Отопление в Норильске и Дудинке идет за счет природного газа. Металлургический комбинат тоже во многом зависит от стабильной работы газопровода. Поэтому северяне говорят, что их города даже не надо бомбить. Достаточно просто взорвать газопровод, и люди просто замерзнут в своих квартирах.
В 1979 году, когда из-за запредельно низких температур прорвало газовую трубу, а резервную еще не построили, краевые власти всерьез готовились к эвакуации людей из Норильска. Нечто подобное произошло и в начале 90-х. А лет десять тому назад была попытка взорвать газопровод. По неофициальным данным, на одной из бетонных опор охрана обнаружила взрывчатку. К счастью, бомба была сделана плохо, место выбрано неудачно, взрыватель не взведен. Официальная информация об этом инциденте не рассекречена до сих пор.
Сейчас местные власти намерены держать всех потенциальных террористов на расстоянии и от Дудинки, и от Норильского промышленного района. Оба города входят в перечень территорий с так называемым регламентированным посещением для граждан зарубежных стран, а северная часть Таймыра считается пограничной зоной. Пограничникам окружная администрация теперь намерена помогать всеми доступными ей способами. Отвечать за это будет один из заместителей губернатора. Здешние погранзаставы небогаты и нуждаются практически во всем. Зато местной милиции грешно жаловаться -- материальная база у них, наверное, одна из лучших в России.
Попасть в Дудинку или на Таймыр можно только тремя способами: из Москвы и Красноярска на самолете, летом по Енисею на речных судах и на контейнеровозах по Северному морскому пути, но в течение всего года. Четвертый вариант самый фантастический -- перейти канадскую границу. Всех приезжих без исключения у трапа встречают пограничники и милиционеры, проверяющие документы. Иностранцы могут ступить на эту землю, только если у них есть официальное приглашение от предприятия, организации или родственников. Выдают этот документ после проверки в правоохранительных органах, включая ФСБ. Граждане России могут приехать в Норильск или Дудинку свободно. Однако им обязательно придется получить временную регистрацию. Весь багаж людей, приезжающих на север, проверяется при помощи самого современного оборудования. Пока в аэропорту Алыкель с помощью этой техники ловили в основном наркокурьеров.
Пристальное внимание местные власти намерены уделить и внутренним проблемам. В Норильске милиция обнаружила более тысячи пустующих квартир. Сейчас их тщательно проверяют. Служба безопасности «Норильского никеля» (она по численности и уровню профессиональной подготовки даже превосходит местные правоохранительные органы) находится в состоянии повышенной готовности. На Красноярском Севере две большие национальные диаспоры -- осетины и азербайджанцы. И те и другие отличаются миролюбием. Многие из них живут в Норильске и Дудинке десятки лет. Однако за ними на всякий случай все-таки присматривают. Так же, как и за криминальными группировками.
Губернатор Таймыра убежден, что планы антитеррористических действий должны носить реальный характер и быть эффективно отработаны на практике: «Наша позиция в борьбе с террором должна быть активна не только в зале заседаний. Наши главные враги сегодня -- лень, низкая дисциплина и демагогия".
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск