|
|
N°103, 15 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если парень в горах -- не ах
«Багровые реки» на московских экранах
Уже первый кадр выводит новый фильм Матье Кассовица за рамки обычного детектива с погонями, драками и перестрелками. Камера медленно скользит по поверхности человеческой кожи, крупным планом демонстрируя влажные поры, волоски, кровоподтеки, червячков и букашек. Это труп студента французского университета Гернон, найденный в альпийском ущелье на высоте 500 метров с отрезанными кистями рук и удаленными глазными яблоками. В ходе расследования специально присланный из Парижа комиссар Пьер Ньеманс, которого сыграл знаменитый французский актер Жан Рено, обнаруживает еще несколько убитых с аналогичными увечьями. Все следы ведут в университет, и учащиеся, и преподаватели которого отличаются весьма странными нравами. Казалось бы, совсем не связанное с этой цепочкой преступлений дело об осквернении могилы на другом конце Франции приводит в тот же самый университет молодого легкомысленного лейтенанта полиции Макса Керкериана -- в его роли снялся Венсан Кассель («Ненависть», «Братство волка»).
В 1995 году своим черно-белым фильмом «Ненависть» Кассовиц завоевал каннский приз и славу своеобразного маргинально-депрессивного Тарантино.
В той картине асоциальная и агрессивная молодежь -- араб, негр и еврей -- боролась с полицией на задворках Парижа. Теперь режиссер снял полноценное коммерческое кино: «Багровые реки» полностью окупили бюджет в 95 миллионов франков. Правда, здесь тоже затрагиваются проблемы национализма, но уже не в прежней остросоциальной манере, а скорее философскими полунамеками. В ходе расследования выясняется, что руководство университета стремится вырастить в его стенах новую, совершенную расу. Но в результате родственных браков у преподавателей рождается больше уродов, чем вундеркиндов. Исправить ситуацию может только свежая кровь -- так что администрация практикует подмену университетских детей детьми из окрестных горных деревень. Одна из жертв подобной подмены -- девушка-альпинистка (Надя Фарес) -- мстит за себя и свою семью.
Полный удивительно красивых кадров с горными ландшафтами, фильм «Багровые реки» -- не только пример тонкой и талантливой операторской съемки, но и качественный детектив. Опытный и флегматичный комиссар Ньеманс -- с его коронной фразой «Я работаю один», с болезненной боязнью собак и проницательным взглядом -- работает в лучших традициях Эркюля Пуаро или Шерлока Холмса. Если Ньеманса расследование, как правило, приводит в мрачные и старомодные комнаты, где неприветливые хозяева говорят с ним торжественными иносказаниями, линия лейтенанта Керкериана скорее выдержана в жанре экшен-комедии. Сопровождаемый двумя глуповатыми и голубоватыми помощниками, молодой полицейский не прочь и пошутить, и ввязаться в драку, и покурить травки (в книге Жан-Кристофа Гранже, по мотивам которой снят фильм, он вообще был марокканским растафари).
Столкнув однажды двух непохожих героев у одной и той же двери, Кассовиц умело соединил две совершенно разные детективные традиции, которые, как выяснилось, могут прекрасно уживаться в пределах одного фильма. Сами герои тоже постепенно находят общий язык, хотя вместо радушного «Это элементарно, Керкериан!» все вопросы начинающего полицейского Ньеманс награждает лишь выразительным молчанием.
Анна СТАРОБИНЕЦ