|
|
N°168, 16 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крабовая ловушка
Дальневосточных браконьеров финансируют японцы
Матросам, которые проходят службу в морских частях погранвойск на Дальнем Востоке, уже давно не дают отпусков за участие в задержании браконьерских шхун. Иначе сторожевые корабли очень быстро остались бы без личного состава. Каждый год в конце лета и начале осени в Охотском море начинается крабовая лихорадка. Сотни краболовных судов выходят на промысел, причем как минимум каждое второе добывает краба незаконно. Таких десятками ловят пограничники.
Только за один день, 13 сентября, пограничные сторожевики задержали сразу три браконьерских шхуны. Первым отличился экипаж корабля «Приморье», который в районе банки Ямато, известной своими крабовыми запасами, остановил за незаконный промысел южнокорейское судно. При осмотре в его трюмах было обнаружено 10 т краба, разрешения на промысел которого у капитана не было. Под конвоем браконьеров привели в порт Владивостока, где начато расследование.
Еще богаче улов в этот день оказался у патрульного пограничного судна ПС-818. Одновременно обнаруженные им траулер «Охотск» и шхуна «Сосин-Мару-28» также браконьерствовали в российской экономической зоне, причем краболовы не собирались сдаваться без боя. Нарушители стали уходить от преследования в противоположные стороны, а экипаж «Сосин-Мару-28» поспешно избавлялся от груза, выбрасывая за борт упаковки с переработанными крабами. Лишь когда в район преследования прилетел самолет Ан-72, с которого по радио предупредили браконьеров, что по ним будет открыт огонь, корабли застопорили ход. Теперь их капитанов тоже ожидают суд и крупные штрафы.
Начальник Тихоокеанского регионального управления пограничной службы ФСБ генерал-полковник Павел Тарасенко утверждает, что в последнее время количество браконьерских судов постоянно увеличивается. «В прошлом году число задержанных нарушителей составило более 23 единиц флота. В нынешнем эти показатели уже давно превышены», -- говорит он. Причем почти все браконьеры пытаются скрыться, а некоторые пытаются даже таранить пограничные корабли и катера. Примечательно, что все без исключения нарушители, независимо от порта приписки судна, снабжают рыбой и морепродуктами японскую промышленность, которую некоторые приморские эксперты без обиняков именуют мафиозной.
«Я называю японцев мафией потому, что они поддерживают противоправные действия в другом государстве», -- заявил председатель общественной организации «Комитет защиты национальных интересов» Владимир Петров. Специалист, работавший в органах госбезопасности, а с 1992 года в рыбопромышленных предприятиях Приморского края, утверждает, что Страна восходящего солнца сегодня является основным источником заказов для наших браконьеров, охотно приобретая у них рыбу, добытую без квот и лицензий вопреки всем нормам международного права. Более того, японские рыбопромышленники щедро финансируют браконьерство.
Пока российское правительство тормозит принятие федерального закона о рыболовстве, а дальневосточные банкиры предлагают рыбакам кредиты преимущественно на кабальных условиях, японцы не теряют времени даром. Основную массу средств на содержание флота и промысел дальневосточные промысловые компании одалживают за границей. Впоследствии они рассчитываются за кредиты уловом, получая при этом неплохую прибыль. По мнению г-на Петрова, решения японского правительства, запретившего в прошлом году доступ браконьерским судам в свои порты, обойти легче, чем фонарный столб ясным днем. Самый распространенный способ -- предварительный заход в южнокорейский порт, где на незаконный улов беспрепятственно оформляются легальные документы.
Потери, которые несет браконьерский флот от действий пограничников, в силу своей незначительности не пугают японских кредиторов. К тому же ответственность за браконьерский промысел обычно несут капитаны траулеров, а не судовладельцы. Поэтому японцам выгоднее финансировать подготовку к путине судов под российскими флагами, чем направлять в нашу экономическую зону своих рыбаков. Показателен в этом смысле прошлогодний скандал, разгоревшийся на Камчатке.
Тогда японская фирма «Флекс Трейдинг Лимитед» просто подарила Петропавловскому мореходному училищу траулер «Аляска-1». Свое бескорыстие предприниматели объяснили тем, что бедным российским курсантам негде проходить морскую практику и учиться рыболовному делу. Более того, японская компания взяла на себя все расходы по содержанию судна в порту, поставкам топлива, воды, продуктов и промыслового вооружения. После этого у будущих мореходов должна была наступить не жизнь, а малина, но все оказалось не так просто.
Когда судно, переименованное в «Галину», вышло осенью прошлого года на путину, курсанты обнаружили, что на практике им придется осваивать не навигацию и орудия лова, а неквалифицированную и низкооплачиваемую профессию обработчиков рыбы. Капитаном стал россиянин, но остальные руководящие должности на судне дублировали японские специалисты. Выгрузив первую партию палтуса и трески в японском порту, судно вернулось на промысел. К этому времени ректору училища Борису Олейникову уже задали несколько неприятных вопросов о «Галине» в прокуратуре, после чего он дал судну команду следовать в Петропавловск-Камчатский. Траулер вместо этого отправился в сторону острова Хоккайдо и бесследно исчез. Капитан и курсанты, вернувшись домой уже без «Галины», долго потом давали объяснения следствию. Единственным, кто после скандала вышел сухим из воды, оказалась «Флекс Трейдинг Лимитед».
Между тем нарушители, сбывая в Стране восходящего солнца незаконный улов, не ведая того, роют себе яму. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрий Глотов уверен, что браконьерский демпинг настолько обвалил цены на внешних рынках, что экспорт сырца скоро может стать невыгодным. «За последние годы браконьерские поставки краба в Японию привели к десятикратному падению цены», -- говорит он. Спасти ситуацию, по мнению г-на Глотова, может лишь объединение экспортеров в рамках картельного соглашения о единой ценовой политике. В этом случае японские переработчики не смогут больше скупать российские морепродукты по бросовым ценам, а правоохранительным органам соседнего государства станет сложнее закрывать глаза на сомнительный товар, ввозимый по липовым корейским бумагам.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток