|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Московское пароходство купило киевское
Но за причалы киевляне еще поборются
Московское речное пароходство (МРП) в ближайшее время завершит сделку по приобретению Волжско-Днепровской судоходной компании (ВДСК), базирующейся в Киеве. В результате российская компания, с одобрения Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины, станет владельцем 98% фирмы, на балансе которой числятся 30 грузовых и пассажирских судов. Правда, еще один существенный актив ВДСК -- право аренды причалов в Киевском речном порту -- сейчас оспаривается в городском суде украинской столицы.
ВДСК была создана в конце прошлого года при активном участии МРП. Московское пароходство получило тогда 50% акций новой фирмы. Остальное было распределено между ФГИ Украины (48,2% акций) и коммунальным предприятием "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств". Вклад москвичей в уставный фонд нового предприятия заключался в нескольких пассажирских судах класса «река--море» и обязательстве отремонтировать грузовые суда, внесенные украинскими учредителями. Помимо перевозок по внутренним водным путям Украины и по Черному морю, корабли ВДСК активно использовались в России на маршруте Москва--Санкт-Петербург. Генеральный директор МРП Константин Анисимов по совместительству возглавил наблюдательный совет ВДСК.
Уже в июле 2004 года МРП получило согласие Антимонопольного комитета Украины на увеличение своей доли в капитале ВДСК (формально -- на «приобретение более 50% акций» украинской фирмы). 3 сентября ФГИ Украины объявил, что государственный 48-процентный пакет акций ВДСК продан ЗАО Альфа-банк (Украина), которое приобрело его в интересах МРП.
Вчера генеральный директор МРП Константин Анисимов заявил Интерфаксу, что формально сделка еще не завершена, поскольку МРП еще не полностью перевело на счет ФГИ 38,038 млн гривен (около 7 млн долл. -- во столько был оценен проданный пакет акций). Однако уже до конца сентября МРП, по словам г-на Анисимова, рассчитывает вступить в права практически единоличного собственника ВДСК.
Между тем, если москвичам удалось заручиться расположением ФГИ и антимонопольного комитета Украины в деле о ВДСК, некоторые другие хозяйствующие субъекты братской республики предпочитают рассматривать это дело исключительно в суде.
В апреле 2004 года ФГИ передал в аренду ВДСК пять причалов Киевского речного порта общей длиной 450 метров. ОАО «Киевский речной порт» (которое в отличие от причалов не находится в полной государственной собственности) оспорило это арендное соглашение в суде. Хозяйственный суд Киева (аналог российского арбитражного) иск речного порта отклонил. Однако портовики не успокоились и обратились в арбитражную инстанцию, на рассмотрении которой дело в настоящий момент и находится.
Всего в порту 17 причалов. Однако портовики утверждают, что без тех пяти, которые были переданы в аренду ВДСК, самостоятельная деятельность речного порта фактически невозможна. Дело в том, что в число этой «пятерки» попали все пассажирские причалы возле речного вокзала и половина грузовых причалов района генеральных грузов.
В самой процедуре заключения арендного договора с ВДСК ее оппоненты обнаружили противоречия с действующим украинским законодательством. По мнению портовиков, они должны были иметь приоритетное право на использование данного госимущества как организация, на балансе которой оно находится. И уж во всяком случае заключению арендного договора должен был бы предшествовать конкурс, которого в случае с ВДСК ФГИ Украины не стал проводить.
МРП представляет собой холдинг, интересы которого дано уже простерлись за пределы Москвы и даже преодолели границы водной стихии. Среди «непрофильных» активов пароходства -- 12% акций новосибирского аэропорта "Толмачево", приобретенные в 2002 году. Кроме того, через аффилированные компании МРП фактически контролирует авиакомпанию «Калининградавиа».
Флот МРП состоит из 285 грузовых и пассажирских судов. Государству принадлежит блокирующий пакет акций компании, свыше 10% находятся у членов трудового коллектива, остальное распределено между российскими фирмами и офшорами.
Михаил КУКУШКИН