|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под личную ответственность президента
Иностранные СМИ о реформе власти в России
The Financial Times, Великобритания
После хаотичного правления Бориса Ельцина некоторая консолидация власти была необходима. Центральная власть находилась на грани банкротства, ее руководство было деморализовано. Но Кремль заходит слишком далеко: законное восстановление политической власти превращается в создание новой формы авторитарного правления. Страна опять наполнилась страхом перед Кремлем. Возврата к тоталитаризму нет, но настораживает то, что многие из творцов нового порядка, как и сам президент, -- это бывшие офицеры КГБ. Многие россияне не жалуются на этот новый порядок. Правление Путина, говорят они, принесло экономический рост и безопасность -- хотя насчет последнего они уже не так уверены после трагедии Беслана.
The New York Times, США
В мучительные дни после осады средней школы №1 в Беслане, где террористы удерживали и в конце концов убили сотни заложников, г-н Путин несколько раз выступил публично и с необычной искренностью признал просчеты и слабости правительства в борьбе с терроризмом. До понедельника, однако, он не высказывал четких предложений по их устранению, вместо этого убеждая россиян мобилизоваться против угроз, стоящих перед страной. За годы после того, как Борис Ельцин возвысил его до президентства 31 декабря 1999 года, г-н Путин неуклонно консолидировал политическую власть, часто опираясь лишь на собственную силу воли. <...> Предложения, высказанные в понедельник, однако, идут дальше любых других шагов за время президентства г-на Путина.
Le Figaro, Франция
На вызов террористов, стремящихся к дезинтеграции страны, глава государства собирается ответить реформой всей системы власти, которую он назвал слабой. <...> Однако не очевидно, что эта политика будет способствовать более успешному ведению дел на Кавказе, этой пороховой бочке России. <...> Не очевидно также, что централизация позволит более успешно решить серьезные социально-экономические проблемы, которые, как подчеркнул Путин, делают регион «плацдармом для воспроизводства» терроризма. <...> Осознавая опасность ловушки, президент Путин доверил одному из своих ближайших соратников, Дмитрию Козаку, создание федеральной комиссии по изучению ситуации в сверхчувствительном северокавказском регионе.
Financial Times Deutschland, Германия
Владимир Путин всеми силами пытается поставить страну на путь борьбы против террора. Однако роковым образом президент двигается в совершенно ложном направлении. Но что еще хуже, он постоянно стремится к тому, чтобы в будущем практически не было критики его курса. Демократическую дискуссию или критически настроенную прессу Путин воспринимает лишь как обременительное препятствие. Таким образом, риск политических заблуждений и выбора неверного направления развития продолжает возрастать.
Christian Science Monitor, США
Идеи об изменении политической системы уже давно циркулируют в кругах российской политической элиты, утверждает Лилия Шевцова, аналитик Московского центра Карнеги, однако бесланская трагедия ускорила их воплощение в жизнь. <...> Однако у предлагаемых мер есть и опасный недостаток, полагает она: «Они подрывают власть самого Путина, поскольку он лично будет нести ответственность за все ошибки своих никудышных назначенцев. Это подрывает всю систему.
The Wall Street Journal, США
Г-н Путин не мог не среагировать на недавние нападения террористов, требующих предоставления независимости Чечне, особенно на захват школы в Беслане две недели назад, в результате которого погибли более 300 человек, в том числе много детей. <...> Однако, как указывают критики, вчерашние инициативы в основном касаются региональных губернаторов и парламента, а не российской полиции и разведслужб, печально известных своей неэффективностью. <...> В случае их одобрения парламентом, где преобладают сторонники Кремля, эти предложения приведут к самой масштабной перестройке российской политической системы за все четыре с лишним года, что Путин занимает пост президента.
Handelsblatt, Германия
До настоящего момента Путин довольствовался возможностью управлять российской демократией. Теперь он налаживает систему контроля. Но успешно осуществлять центральное руководство по всей России вплоть до регионов сегодня так же невозможно, как и когда-то по всему Советскому Союзу. Конечно, Путин берет на себя ответственность за все возможные просчеты. Но из-за того, что они могут повредить его популярности, он хочет усмирить всю страну. А это порочный круг.
Die Welt, Германия
Парламент, уже сейчас являющийся вотчиной сторонников Путина, после отмены выборов по одномандатным округам окончательно станет пешкой в партии, разыгрываемой «Единой Россией». Ее авторитарно-принудительное одобрение путинских реформ, сопровождающееся псевдодемократической риторикой, заставляет вспомнить анекдот про тульский оборонный завод. Ему было предписано провести конверсию производства, и он приобрел самое современное оборудование для производства швейных машин. Но что бы ни делали бывшие оружейные мастера, у них все равно получался автомат Калашникова. С такой же неизбежностью Владимир Путин снова и снова скатывается к авторитарному режиму.
Использованы материалы сайтов InoPressa.ru и InoСМИ.Ru