|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники вертикали
Губернаторы приветствуют свое будущее назначение
Вчера российские губернаторы соревновались в том, кто отыщет больше плюсов в предложении президента России об отмене губернаторских выборов.
Губернаторов Ленинградской области Валерия Сердюкова и Ростовской области Владимира Чуба особенно вдохновило то, что «механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах теперь будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования правительства Российской Федерации». «Вертикаль власти по линии федеральный центр -- регионы», по словам г-на Сердюкова, «целесообразно распространить и дальше -- на уровень местного самоуправления». Губернатор Ленинградской области считает, что «было бы целесообразно временно приостановить реализацию закона о реформировании местного самоуправления и создать на базе действующей структуры местного самоуправления эффективную вертикаль исполнительной власти по линии федерация--регионы--муниципалитеты, а уж затем вводить двухуровневую систему местного самоуправления».
По мнению губернатора Ростовской области Владимира Чуба, в последнее время в регионах существовало два полюса власти: полпредство и администрация субъекта федерации. И это иногда мешало эффективной работе. Отчасти перекосы в системе власти были еще и оттого, что не было отстроено взаимодействие между выбранными и назначенными представителями власти.
Эффективность работы губернатора, по мнению г-на Чуба, давно зависит от его отношений с Москвой. Челябинский губернатор Петр Сумин поддерживает инициативу президента из-за того, что в его регионе работает 80 федеральных структур, которые действуют несогласованно.
Губернаторы Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, Нижегородской области Геннадий Ходырев, Тюменской области Сергей Собянин и Новосибирской -- Виктор Толоконский идею «назначения» губернаторов поддерживают, так как при этом «существенно повысится управляемость государства» и «повысится персональная ответственность региональных властей». К тому же речь не идет о «назначениях», ведь глав регионов, пусть и по настоятельной рекомендации президента, все-таки «будут выбирать, только не все население, а законодатели». А уж президент не подведет -- и «личность кандидата как следует проверит», и «мнение населения региона учтет».
Председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов тоже не видит никаких противоречий в том, чтобы губернаторы назначались через депутатов. Конечно, при этом, по мнению г-на Тюльпанова, падает ответственность губернаторов непосредственно перед избирателями. Зато растет их ответственность перед президентом. Впрочем, в сочетании с последним перераспределением бюджетных полномочий между центром и субъектами федерации предложение президента, считает г-н Тюльпанов, выглядит неоднозначно. Получается, что степень прямого воздействия горожан на губернаторов сокращается, а бюджетные полномочия чиновников, наоборот, становятся шире.
При этом спикер питерского парламента не сомневается, что следующим шагом Путина станет укрупнение регионов.
Все новое -- хорошо забытое старое. Губернатор Толоконский, например, вспомнил, что в Новосибирской области уже «существовала система, когда губернатор предлагал глав районов и городов областного подчинения, а территориальные советы их рассматривали». В 1995 году и Алтайский краевой совет народных депутатов решил избирать главу администрации на сессии. Конституционный суд, рассмотрев иск администрации к крайсовету, тогда признал это решение неконституционным. Менее дипломатичный, чем г-н Толоконский, председатель Алтайского краевого совета народных депутатов Александр Назарчук интересуется, «насколько теперь с учетом новых обстоятельств предполагаемые изменения не противоречат Конституции?»
Самая радикально-положительная реакция на инициативы президента оказалась у свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Вчера на специально созванном брифинге г-н Россель объявил, что поддерживает инициативы главы государства, но действенными, по его мнению, они станут только при выполнении ряда условий. Во-первых, мэров городов теперь должен назначать губернатор, так удастся улучшить управляемость территориями. Во-вторых, необходимо избавиться от системы полпредов, поскольку по новой схеме губернаторы и так являются представителями президента и любые посредники в их общении с администрацией главы государства только вредят. В-третьих, вернуть областным администрациям право заключать соглашения с федеральными ведомствами и получать в региональные управления этих ведомств часть функций из Москвы. Самым же важным Эдуард Россель считает возвращение обязательного согласования руководителя регионального управления любого федерального министерства с губернатором, а также изменение схем формирования бюджета с возвращением в регион передаваемых средств.
Впрочем, далеко не все разделяют губернаторский оптимизм. Например, депутат Госдумы, бывший губернатор Красноярского края Валерий Зубов считает, что инициатива президента -- серьезная ошибка: «Когда губернатора выбирают люди, он все-таки вынужден думать о том, как его решения скажутся на населении. Если же главу региона будут назначать, то отвечать он будет только перед тем, кто его назначил. Фактически губернатор становится наместником».
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск,