|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усиление в рублях
Силовики могут рассчитывать на хорошую добавку к своему бюджету
Министр финансов Алексей Кудрин вчера при обсуждении бюджета 2005 года в Счетной палате рапортовал о росте расходов на нужды национальной безопасности. Причем речь идет об увеличении сумм, уже заложенных в проект бюджета, который был направлен в Госдуму до трагедии в Беслане -- 26 августа. Естественно, что ни один депутат или госчиновник в нынешних условиях не выступит против выделения значительно больших ассигнований людям в погонах.
Г-н Кудрин напомнил членам Счетной палаты, что согласно проекту бюджета в 2005 году по сравнению с нынешним расходы на четыре ключевых силовых ведомства увеличиваются на 157 млрд руб. МВД, ФСБ и СВР поделят между собой 50 млрд руб. дополнительных ассигнований, Минобороны достанется 107 млрд. По словам министра, эти средства пойдут на техническое обеспечение ведомств, подготовку специалистов, а также на привлечение в армию контрактников. Министр финансов обещает помочь и городам, в которых есть метро. Москве, например, на обеспечение безопасности в подземке будет выделено из федерального бюджета 1,4 млрд рублей.
В целом проект бюджета-2005 предполагает увеличение расходов на укрепление национальной безопасности на 27% по сравнению с этим годом. На силовиков предполагается потратить более 30% всего объема расходной части бюджета. Это ни много ни мало 927,5 млрд рублей.
Впрочем, после Беслана стало понятно, что и эта сумма существенно увеличится. В Минфине утверждают, что это произойдет исключительно в рамках основных параметров бюджета, за счет урезания других статей. Также возможно усиление антитеррористической составляющей за счет перераспределения средств внутри «силовых» статей, сообщил «Времени новостей» источник в Министерстве финансов. «В рамках любого направления финансирования, безусловно, есть резервы», -- сказал чиновник.
Эксперты, однако, сомневаются в том, что правительство и Госдума пойдут на урезание других статей. «Там нет резервов», -- сказала «Времени новостей» ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. Она предполагает, что дополнительные расходы будут осуществлены на счет профицита, который в бюджете следующего года запланирован на уровне 1,5% ВВП. По данным ряда экспертов, дополнительное финансирование силовиков может составить до 1% ВВП -- примерно 180 млрд руб. Это значит, что профицит снизится до 0,5% ВВП, вырастут непроцентные расходы, сократятся поступления в стабилизационный фонд.
Заначки, впрочем, все равно хватит на то, чтобы закрыть дыру в Пенсионном фонде, которая может возникнуть в связи со снижением единого социального налога (на эти цели предполагается направить более 70 млрд руб.), и на выплату внешнего долга (по данным г-жи Акиндиновой, для этого предполагается изъять из стабфонда уже 160 млрд руб., а не 92 млрд, как намечалось прежде). По данным Минфина, к 1 января 2005 года в стабфонде будет собрано 574,4 млрд руб. То есть 74,4 млрд можно тратить сразу (по закону допускается расходование лишь сумм, превышающих 500 млрд руб.), а остальные -- по мере поступления в течение года. По оценкам чиновников, благодаря высоким ценам на нефть нехватки в деньгах не будет: в 2005 году стабфонд пополнеет почти на 388 млрд рублей.
Между тем возможное увеличение непроцентных расходов на 180 млрд руб. может негативно сказаться на одном из важнейших макроэкономических показателей -- инфляции. «Деньги выходят на рынок. Увеличится инфляционный навес. Поэтому весьма сомнительно, что удастся снизить темпы роста цен до 8,5%, как записано в проекте бюжета-2005», -- заявил «Времени новостей» аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
Опасность разгона инфляции видят и иностранные эксперты. Первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Энн Крюгер сообщила вчера на пресс-конференции в Москве, что МВФ уже предупредил российские власти о нецелесообразности смягчения бюджетной политики. Хотя нынешние экономические показатели выглядят весьма позитивно. По словам г-жи Крюгер, дополнительные расходы могут подхлестнуть инфляцию. Впрочем, у российских властей, которые в течение последних лет боролись с каждой десятой долей процента инфляции, сегодня иные приоритеты.
Правда, как считают многие эксперты, простое увеличение ассигнований, выбитое под борьбу с терроризмом, вряд ли способно дать адекватный эффект. Проблема гораздо глубже, и одними деньгами ее не решить. Впрочем, у силовых ведомств для борьбы с терроризмом есть существенный резерв. Понятно, что если вооруженные силы начнут, например, строже охранять собственные арсеналы, то это станет существенным вкладом в войну с терроризмом. Еще одним, возможно, даже решающим вкладом в эту войну может стать борьба с коррупцией в рядах силовиков. Коррумпированность органов является для террористов практически питательной средой. Можно только надеяться на то, что законодатели отдают себе в этом отчет и по крайней мере вспомнят об этом в процессе рассмотрения различных антитеррористических инициатив. Более того, было бы невредно рассматривать любую инициативу, способную увеличивать коррупционный спрос (такую, скажем, как восстановление института прописки или возврат к нотариально заверенным доверенностям на управление транспортом), как действия если не препятствующие борьбе с терроризмом, то, во всяком случае, отвлекающие от нее. Ведь у бандитов, в отличие от большинства рядовых граждан, с финансами все в порядке.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Елена КОСТОЧКИНА