|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Козак и разбойники
Одним назначением президент оставил без попечения три реформы
Вчера Владимир Путин встретился с Дмитрием Козаком и благословил его на новую работу. Теперь бывший руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак будет бороться с разбойниками и поднимать российский Кавказ в должности полпреда президента в Южном федеральном округе. Между тем до сих пор г-н Козак был идеологом (правда, не единственным), куратором и главной движущей силой сразу трех реформ -- административной, судебной и реформы местного самоуправления. Судьба всех этих проектов повисла теперь в воздухе.
Формально дальше всего в России удалось продвинуть судебную реформу. Г-н Козак добился того, что у прокуратуры отняли право арестовывать людей без санкции суда. Были приняты новые, более либеральные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Появились суды присяжных.
Однако главную задачу реформы -- сделать судебную систему реально независимой -- решить не удалось. Термин "Басманное правосудие", прочно вошедший в российский политический лексикон благодаря делу ЮКОСа, адекватно описывает состояние судебной системы. Если есть политический заказ, и прокуратура, и профессиональные судьи, и суды присяжных (вспомним максимально суровый приговор добровольно сдавшейся властям террористке Зареме Мужахоевой) так или иначе его выполнят.
Административная реформа пока свелась к изменению структуры правительства. После ухода из кабинета министров г-на Козака надсмотрщиком над этой частью преобразований госаппарата остается вице-премьер Александр Жуков, назначенный вчера главой комиссии по административной реформе. Именно он возглавляет работу комиссии, составляющей сводный план работы правительства, в котором министерства и ведомства увязывают планы своего финансирования из бюджета с достижением конкретных результатов по конкретным позициям.
Но теперь административная реформа, предусматривавшая сокращение количества чиновников на всех уровнях власти, ликвидацию практики дублирования функций разными ведомствами, оказывается заложницей проекта назначения губернаторов, предложенного Владимиром Путиным. Естественно, ни один губернатор не будет заниматься преобразованиями своего аппарата до тех пор, пока не прояснится его личная судьба. Не будет заниматься этой проблемой и федеральное правительство, у которого появляются другие приоритеты -- прежде всего поиск денег на увеличение финансирования силовых ведомств.
Получается, что и реформа местного самоуправления пока похоронена, так по сути и не начавшись. Понятно, что общая линия развития государства прочерчена в сторону централизации полномочий, максимальной их концентрации в руках президента и его наместников -- губернаторов с полпредами. Тогда как смысл реформы местного самоуправления изначально заключался как раз в децентрализации полномочий. В России нет системы местного самоуправления, а теперь еще сам политический контекст прямо противоречит возникновению такой среды.
Печальный конец (в лучшем случае - неясная судьба) трех этих реформ, активно лоббировавшихся Дмитрием Козаком и составлявших основу путинской модернизации, стал окончательно ясен после трагедии Беслана и выступления Владимира Путина на расширенном заседании правительства в минувший понедельник. Все эти реформы базировались на развитии России как стабильного государства, которое уже способно решать стратегические задачи. Сейчас сам президент провозгласил конец эры стабильности, заговорив об "интервенции" международного терроризма в России и "мобилизации" государства на борьбу с этим вызовом.
Даже и в ситуации полной стабильности на пути этих реформ возникали более чем серьезные препятствия. Во-первых, исполнительная власть не хотела расставаться с правом управлять через карманное правосудие. Хотя именно такое расставание предусматривала судебная реформа. Во-вторых, госаппарат ни в какие времена не склонен к самореформированию, что предусматривала административная реформа. В-третьих, ни у федеральной, ни у региональной власти не было желания делиться полномочиями. Хотя на такое реальное разделение полномочий была нацелена реформа местного самоуправления.
Едва ли не единственный в России жесткий, решительный и эффективный госчиновник не из силовиков, которому доверяет президент, Дмитрий Козак в экстренном порядке переброшен на кавказский фронт. На войне как на войне.
Семен Новопрудский