|
|
N°169, 17 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отпустив тормоза
В Петербург привезли вагон «новой драмы»
С 17 по 26 сентября в Санкт-Петербурге будет проходить фестиваль «Новая драма». Начался этот проект три года назад как малобюджетное ответвление от «Золотой маски» -- по всей России тогда собирали спектакли молодых, радикальных режиссеров по самым свежим пьесам, которые и представили московской публике. Конкурса тогда еще не было -- организаторы только «пробовали на вкус» такую зыбкую материю, как современная драматургия.
В этом году фестиваль решил поменять адрес и переехать в Петербург, в Театр им. Ленсовета. На прошлом фестивале «Новая драма», проходившем в Москве на сцене МХАТа, были подведены итоги конкурса пьес питерских авторов, после которого у организаторов сложилось мнение, что драматургический потенциал у Питера весьма велик. Однако город упрямо сопротивляется вирусу «новой драмы», и пока «этот феномен чужд культуре северной столицы», уверен директор фестиваля Эдуард Бояков (он же режиссер представляемого на «Новой драме» «Свадебного путешествия» по пьесе Владимира Сорокина). На фестивале будет представлен всего один питерский спектакль -- «Овощи» Ильи Тилькина театра «Особняк». Один из учредителей фестиваля, драматург и режиссер Михаил Угаров, тоже принимавший участие в предшествующей фестивалю пресс-конференции, добавил: «А мое субъективное мнение -- этот город просто тормозит!» Видимо, поэтому и было решено познакомить Петербург с модным театральным увлечением.
Из Москвы ожидается мощный десант режиссеров, драматургов, журналистов и жаждущих экзотики театралов -- год от года фестиваль становится все более популярным. Организаторы говорили о необходимости культурного диалога между двумя крупнейшими российскими городами, о том, что пора разбавить радикализмом «новой драмы» строгий питерский академизм.
Михаил Угаров уверен, что «Новая драма» для современного театра более важна, чем «Золотая маска», -- ставить традиционную драматургию, по его словам, это находиться вне времени, а лучший способ уловить современность -- это ставить новую пьесу и внимать ей. В подтверждение Угаров процитировал Фасбиндера: «Если ты не в силах изменить реальность, ты должен хотя бы описать ее».
Помимо москвичей на «Новую драму» приезжают спектакли из России, Эстонии, Латвии, Польши, Германии, Ирана. В специальной программе пройдут читки пьес и семинары. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей и режиссер Борис Хлебников представят «Дни кино» -- кинозарисовки на сюжеты современной драматургии.
Возвращаться к надоевшим темам о том, можно ли со сцены ругаться матом или показывать половой акт, организаторы не намерены. Нетрадиционные сценические приемы, повторяли они, существуют не для эпатажа, а для того, чтобы описать новую реальность присущим ей языком. Причем эта новая реальность, даже если на сцене матерятся, не обязательно аморальна. «Мы будем говорить о нравственности, неважно, каким языком», -- сказал Угаров.
В том, что язык «новой драмы» шокирует неподготовленную аудиторию, практически нет сомнений: организаторы уже предчувствуют несколько скандалов. Причем уже на первом спектакле фестиваля, в екатеринбургской постановке «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых, по словам отборщиков, монологи не смягчены и не урезаны, как в московском мхатовском спектакле. Но самые большие проблемы могут возникнуть на «Клаустрофобии» Константина Костенко, опять же спектакле из Екатеринбурга. «Это абсолютно антиэстетическое зрелище. Это именно то, после чего люди будут готовы выйти и хлопнуть дверью», -- отметили отборщики фестиваля. На показах спектаклей московского «Театра.doc», напротив, ожидают скорее обратной реакции, хотя в «Большой жрачке» и «Войне молдаван за картонную коробку» предостаточно невкусных подробностей. Дело в том, что маргинальный «Театр.doc» ни разу еще не был в Питере и, судя по отзывам в питерской прессе, чрезвычайно там демонизирован. Поэтому ожидания наэлектризованных зрителей могут оказаться обманутыми.
Большой ажиотаж должен вызвать фильм, обозначенный в программе фестиваля, как «Водка. Е*ля. Телевизор». Полное, без купюр название четко проартикулировал Михаил Угаров, объяснив, что картина, снятая популярным драматургом Максимом Курочкиным по собственной пьесе, рассказывает как раз о том, как «человек не может избавиться от трех зависимостей».
Конкурс в этом году решили не проводить.
Ольга КУЗНЕЦОВА