|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузии подрезают крылья
Российский Минтранс добивается долга и паритета
Российско-грузинский транспортный конфликт, разгоревшийся 10 сентября из-за восстановления прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Абхазией, вчера приобрел еще большие масштабы. Грузинские власти обвинили Россию в намерении закрыть свое воздушное пространство для грузинских авиакомпаний, а свои дороги -- для грузинских автобусов. Российский Минтранс не отрицает, что готов прибегнуть к таким мерам, но заявляет, что грузины сами виноваты, потому что не платят старых долгов и не соблюдают межправительственных соглашений.
Вчера информационное агентство "Новости-Грузия" со ссылкой на министерство экономики Грузии сообщило, что там получили извещение российского Минтранса о решении запретить с 15 сентября 2004 года пассажирские автомобильные перевозки между Грузией и Россией, а с 1 октября 2004 года -- закрыть для Грузии российское воздушное пространство.
В тот же день пресс-служба Минтранса России разъяснила, что на самом деле речь в письме идет не столько о запрете полетов, сколько о необходимости погасить долги за аэронавигационное обслуживание в небе России. И адресовано оно не только Грузии, но и авиационным администрациям других стран СНГ. Закрыть воздушное пространство российский Минтранс пообещал всем, кто не погасит долги до 1 октября.
За Грузией по этой статье числится задолженность в 3,6 млн долл. В пресс-службе Минтранса «Времени новостей» вчера не смогли назвать аэронавигационные долги других стран СНГ, отметив лишь, что таковые существуют.
Что же касается автопассажирских перевозок, то Россия недовольна отсутствием паритета в этой области. «Российские перевозчики до сих пор не получили разрешения Грузии для работы на маршрутах Москва--Тбилиси, Санкт-Петербург--Тбилиси, Москва--Рустави, Москва--Кутаиси», -- заявили в Минтрансе. А грузинские автоперевозчики на этих маршрутах работают, причем весьма небрежно. "Проверка показала, что грузинские перевозчики не соблюдают регулярность осуществления рейсов, нарушают установленное расписание, -- отметили в министерстве. -- При этом, как правило, отсутствуют постоянные места отправления автобусов в рейсы".
Автобусную тему грузинские власти вчера оставили без комментариев, а претензии России в воздушной сфере назвали безосновательными. Так отозвался о них вчера замминистра экономики Грузии Гено Мурадиани. Он добавил, что грузинское государство готово выплатить долги, "если, конечно, российская сторона обоснует, что именно государство ее должник". Руководитель администрации гражданской авиации Грузии Георгий Мжаванадзе добавил, что из письма Минтранса России "непонятно, какие именно авиакомпании не будет принимать Россия -- те, которые задолжали российской стороне, или все грузинские компании".
Именно в этом и заключается суть «аэронавигационно-долговой» проблемы, которая омрачает отношения коллег из двух стран уже долгие годы. Долг в основном сформирован не Air Zena -- единственной грузинской авиакомпаний, летающей сейчас из Грузии в Россию, а примерно 15 другими компаниями, которые работали на этом маршруте до нее и давно обанкротились. Величина грузинского долга год от года не меняется. В 2001 году тогдашнее руководство российского Минтранса оценивало его в 3,8 млн долл. В 2003 году они называли цифру в 3,5 млн долларов.
Попытки заставить Air Zena расплатиться за своих предшественников пока успеха не имели, хотя в 2001 году этой компании уже ненадолго ограничили доступ в российское воздушное пространство.
Михаил КУКУШКИН