|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страна отложенных уроков
В Беслане сегодня начался учебный год
В школах Северной Осетии вчера по второму разу состоялось «первое сентября». Во всех городах, кроме Беслана, дети вернулись после каникул и вынужденного перерыва за парты. В Беслане же школы открылись только сегодня, 14 сентября. И на первом же уроке, начавшемся с минуты молчания в память о погибших друзьях и сверстниках, учителя и специально приглашенные представители осетинских силовых ведомств рассказали школьникам, как вести себя во время террористических актов.
Несмотря на боль от потери близких и сильнейший стресс, который пережили все жители Беслана, дети должны продолжить учебу, считает министр образования Северной Осетии Алина Левицкая. При этом в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Левицкая заверила, что перед возобновлением занятий во всех школах города и республики была проведена тотальная проверка на безопасность. «Сотрудники милиции обследовали все образовательные учреждения и взяли их под круглосуточную охрану, -- рассказала министр образования. -- На уровне федерального министерства сейчас прорабатывается вопрос, чтобы установить камеры видеослежения по всему периметру наших школ. А также построить в будущем вокруг учебных корпусов ограждения. Мы также хотим, чтобы в каждой школе появился инспектор по делам несовершеннолетних из числа сотрудников МВД».
Однако, несмотря на обещание властей обеспечить охрану, многие родители не доверяют силовикам и хотят защищать своих детей самостоятельно. По словам г-жи Левицкой, республиканское министерство образования относится к этому с пониманием и не будет препятствовать, если детсады и школы будут охраняться еще и родственниками учащихся. «Очень многие отцы готовы сейчас пройти спецкурсы в охранных предприятиях, получить аттестацию и право официально охранять школу», -- пояснила она.
Что же касается подготовки детей к действиям в чрезвычайной ситуации, то министр образования Северной Осетии Алина Левицкая уверена, что проведенного вчера «урока памяти» недостаточно. Пока еще не утверждены изменения к учебной программе, но в республиканском министерстве считают, что они необходимы. «Как вести себя во время теракта, надо учить в рамках курса по ОБЖ. Сейчас мы продумываем вместе с нашими девятью территориальными отделениями образования, как именно это сделать. Очевидно, что занятия по ОБЖ должны стать более ориентированными на практику, нежели на теорию. Мы получили очень горький урок», -- заявляют в министерстве образования Северной Осетии.
На сегодняшний день в Беслане действует пять школ. После кровавой драмы в школе №1 самой большой по численности учащихся является шестая школа. Именно туда были направлены в основном гуманитарные грузы из Москвы и других регионов -- с партами, стульями, досками и учебными пособиями. К следующему учебному году в Беслане должны быть выстроены еще три образовательных учреждения -- силами России, Греции и Болгарии. Об этом сообщил 8 сентября президент Северной Осетии Александр Дзахосов на совещании во Владикавказе. Как пояснили корреспонденту «Времени новостей» в федеральном Министерстве образования и науки, в школах Беслана не хватало и не хватает мест. Дети учились в две смены, и отчасти этим объясняется столь высокое количество заложников. Открытие же новых школ не только создаст нормальные условия для обучения, но и позволит более успешно охранять учеников.
Подойти более внимательно к вопросам охраны школ пришлось и чиновникам из других российских регионов. Министерство образования и науки разослало на днях в управления образования субъектов федерации письмо с рекомендациями усилить меры безопасности, провести беседы с учениками и с учителями, привлечь сотрудников силовых ведомств, чтобы они обучали, как вести себя в кризисных ситуациях. Директора школ срочно собрали детей на классные часы, внеочередные уроки ОБЖ и тренировки по учебной тревоге. Но в сравнении с аналогичными упражнениями предыдущего года в этот раз практически никто не отрабатывал приемы спасения во время пожара. В большинстве образовательных учреждений учителя впервые испытывали детей в роли заложников.
Кирилл ВАСИЛЕНКО