|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Засланный Козак
На Кавказе появился неожиданный полпред
Вчера президент Владимир Путин сменил своего представителя в Южном федеральном округе. Вместо Владимира Яковлева, проработавшего в должности полпреда президента всего полгода, назначен Дмитрий Козак, возглавлявший аппарат правительства. Примечательно, что в новой системе управления Северным Кавказом г-н Козак, в последние годы весьма укрепивший свои позиции в Москве, получает полномочия, о которых не могли мечтать его предшественники. Скорее они сопоставимы с возможностями знаменитого царского наместника на Кавказе генерала Ермолова. Кроме спецкомиссии по Северному Кавказу ему будут подчиняться 13 региональных антикризисных штабов во главе с первыми лицами всех регионов Юга России. А в эти штабы помимо гражданских руководителей входят местные руководители силовых ведомств. То есть Дмитрий Козак становится фактическим куратором всей антитеррористической и экономической политики на Северном Кавказе.
В Ростове, где находится резиденция южного полпреда, об отставке Яковлева говорили как о свершившемся факте еще на прошлой неделе. Только в преемники ему прочили генералов -- Геннадия Трошева или Анатолия Квашнина. Назначение любого из генералов стало бы в каком-то смысле реставрацией порядков и обычаев времен первого полпреда президента в Южном округе Виктора Казанцева -- тоже генерала и бывшего командующего СКВО. По сути, это могло бы стать признаком возвращения округа на военные рельсы -- ведь полгода назад появление в Ростове-на-Дону вместо отставного военного крепкого хозяйственника Владимира Яковлева подавалось как окончание эпохи боевых действий и "начало экономического подъема Юга страны". Причем подъема в первую очередь бедных северокавказских республик, с их высокой безработицей и нищенским уровнем жизни.
Однако за полгода Владимир Яковлев на этом поприще по большому счету ничего не добился. Он повстречался с руководителями всех крупнейших компаний, оперирующих на Юге страны, которые просто-напросто доложили полпреду о планах своего дальнейшего развития во вверенном ему округе. Потом новый полпред провозгласил программную идею запуска в округе крупных проектов, способных, по его мнению, стать локомотивом местной экономики. И даже нашел подходящую для каждого крепкого хозяйственника точку приложения сил: перенос железнодорожного полотна на участке Туапсе--Адлер с побережья за горы стоимостью около 45 млрд руб. И хотя проект сулил большие выгоды кубанскому курортному бизнесу, в Москве, и в РАО "РЖД" в частности, идею г-на Яковлева не поддержали.
В остальном полгода полпредства г-на Яковлева мало чем отличались от эпохи генерала Казанцева. Те же окружные совещания, на которые чиновники со всех регионов Юга России добираются в Ростов через Москву и которые, за редчайшим исключением, не имеют никакого практического результата. Показательны в этом смысле два недавних заседания по ситуации на дорогах Южного федерального округа, прошедшие с интервалом в три месяца. И на первом, и на втором Владимир Яковлев с пафосом говорил о войне, идущей на дорогах, где ежегодно гибнут десятки тысяч человек. О необходимости срочных мер, о наведении порядка. Звучали ритуальные угрозы, но если посмотреть стенограмму обоих совещаний, то легко заметить, что ситуация осталась примерно на одном уровне, никаких реальных шагов по ее улучшению принято не было.
Боялись крупные региональные чиновники г-на Яковлева уже гораздо меньше, чем генерала Казанцева в первые месяцы после учреждения института полпредства. Даже осмеливались отряжать на окружные совещания своих заместителей. Единственным видимым результатом деятельности Владимира Яковлева стало сокращение количества полпредских чиновников и появление в Ростове большого числа питерских компаний. Да еще южнороссийский бизнес недавно скинулся на участие в Санкт-Петербургском инвестиционном форуме, в то время как в эпоху генерала Казанцева местные компании сбрасывались на проведение аналогичных мероприятий в Берлине и Мадриде.
Официально комментировать вчера назначение Дмитрия Козака в Ростове никто так и не отважился. Зато неофициально местные чиновники говорили, что вес южного полпреда увеличивается многократно и он реально становится главной политической фигурой на Юге страны. "Дмитрий Козак не просто полпред президента, а доверенное лицо Путина, человек из его ближайшего окружения, -- сказал один из донских чиновников, попросивший не называть его фамилию. -- У него самый прямой и короткий выход на президента, что намного важнее придания г-ну Козаку еще и дополнительного статуса председателя Федеральной комиссии по Северному Кавказу".
В условиях когда президент радикально перестраивает систему выборов губернаторов, именно Дмитрий Козак в перспективе может стать подлинным руководителем Южного федерального округа, а сама окружная власть, прежде во многом декоративная, наполнится политическим и экономическим содержанием.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону