|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проект "Россия"
Президент перестраивает систему власти
Владимир Путин вчера объявил о начале радикальной перестройки политической системы. Идеи, изложенные им на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, не нарушая Конституции, являются, тем не менее, весьма радикальным шагом на пути реформы федеративного устройства страны. Пока что речь идет о «нивелировании» федерации: президент предложил установить, что губернаторы будут утверждаться региональными органами законодательной власти по представлению главы государства. Таким образом, фактически они станут его наместниками. Не будут больше россияне голосовать и за «физлиц» на выборах в Госдуму. Владимир Путин предложил изменить законодательство так, чтобы парламент избирался только по партийным спискам.
Президент аргументировал эти изменения тем, что система исполнительной власти оказалась недейственной в кризисных ситуациях и должна быть «кардинально перестроена», в том числе для эффективной борьбы с терроризмом. Озвученный президентом план стал непосредственным ответом власти на трагедию в Беслане. Помимо перестройки власти, в нем есть «кавказская» и «общественная» составляющие. Президент решил создать специальную федеральную комиссию по Северному Кавказу, возглавит которую вчера же назначенный полпредом в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Кроме того, в России предлагается возродить добровольные народные дружины и создать общественную палату с неясными еще полномочиями и составом, которая должна контролировать органы госвласти и процесс подготовки и прохождения наиболее важных законодательных актов, являясь, видимо, прообразом пока отсутствующего гражданского общества.
Трудно не признать: политическая реформа не имеет прямого отношения к проблеме терроризма и борьбы с ним. С этим в Кремле особенно и не спорят. Один из чиновников в окружении Путина говорит, что в администрации уже некоторое время готовили предложения по смене системы губернаторских выборов, а теракты придали этим идеям новый смысл и создали окно политических возможностей для их реализации. К тому же, реформировать Федерацию Путин начал не вчера и не неделю назад - одним из первых его крупных политических проектов было изгнание губернаторов из Совета Федерации и создание Госсовета.
Вчера, выступая в Белом доме с изложением своего плана, глава государства сослался на 77-ю статью Конституции (см. стр. 2), прописывающую единство всей системы органов власти России. И мотивировал свои предложения отсутствием такого единства. По замыслу президента, руководители исполнительной власти субъектов федерации должны не избираться прямым всенародным голосованием, как было до сих пор, а утверждаться законодательными собраниями по представлению главы государства. Правда, по словам источников в кремлевской администрации, закон, определяющий новый порядок назначения губернаторов (документ внесут в Думу не позднее ноября), не будет иметь обратной силы. То есть уже избранные главы регионов доработают свой срок.
Новый порядок откроет дорогу целому ряду губернаторов остаться на своем посту сверх положенных Конституцией двух сроков. И это, безусловно, не могло им не понравиться. С другой стороны, отмена прямых выборов избавит Кремль от муторных региональных избирательных кампаний, которые с завидным постоянством превращаются в фарс. Правда, в новой системе именно Путин, а не избиратели, должен будет назвать конкретную фамилию и впоследствии, очевидно, нести ответственность за работу своего избранника. Насколько в Кремле просчитали трудоемкость этих задач, пока непонятно. «Например, будет ли прокуратура преследовать выбранного по представлению президента губернатора, если он проворовался?» -- задается вопросом близкий к Кремлю политтехнолог.
По сравнению с назначением губернаторов изменение системы выборов Госдумы - хорошо продуманный и прошедший широкое общественное обсуждение шаг. Вместо нынешней смешанной (половина -- по партийным спискам, половина -- по мажоритарным округам) вводится пропорциональная. Президент хочет, чтобы народ выбирал себе парламент исключительно по партийным предпочтениям. То, что в стране нет реальных общенациональных политических партий, президента, видимо, не смущает. Более того, как утверждает высокопоставленный кремлевский чиновник, переход на новую систему выборов должен как раз стимулировать появление реальных партий, "которых сейчас в стране просто нет, за исключением КПРФ". Тем не менее, на сегодня переход на партийную систему выборов может означать лишь гарантированную победу номенклатуры. Впрочем, и сейчас "Единая Россия", набравшая на последних думских выборах чуть больше 37% голосов, тем не менее обладает в нижней палате парламента конституционным большинством.
В качестве "либерального противовеса" усилению госвертикали президент предложил создать общественную палату, которая станет осуществлять гражданский контроль над деятельностью государственного аппарата, а также законодательных актов и важнейших административных решений. Правда, механизм этого контроля неясен, как и полномочия общественной палаты. Пока, скорее, это выглядит как жест в сторону либерально настроенной части общества и указание на то, что одна из главных целей, декларированных самим Владимиром Путиным, - содействие возникновению в России гражданского общества, - не забыта.
Отставок силовиков на федеральном уровне после трагедии Беслана пока не последовало. Президент признал, правда, что "террористы нагло использовали наши недоработки в социальной политике». И добавил: «Прямо скажу, виноваты в этом органы исполнительной власти». Однако персонально «силовикам» не было сказано ни слова упрека. Только просьба - особо обращать внимание на взаимодействие с гражданами, откликаться на малейший их сигнал.
Власть, сказал президент, будет приветствовать инциативы граждан по созданию дружин для охраны общественного порядка. Так что в России в некоей новой форме возродятся знаменитые ДНД, добровольные народные дружины, в которых в советские времена заставляли дежурить студентов, рабочих и служащих.
Кроме того, президент обещал подписать указ о создании системы антикризисного управления. Частью антикризисной системы станет и новый федеральный орган - специальная комиссия по Северному Кавказу. Ее возглавит назначенный полномочным представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак (до вчерашнего дня он был руководителем аппарата правительства).
Отставленный с поста представителя президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев возглавит создаваемое министерство регионального развития. «Логика в создании такого министерства велика, в России много чем есть заняться в этой сфере. Хотя имя нового министра оставляет сомнение в серьезности намерений», -- говорит один из собеседников газеты.
Новым главой аппарата правительства назначен Сергей Нарышкин -- еще один выходец из Санкт-Петербурга, до марта 2004 года работавший заместителем начальника экономического управления администрации президента, а с марта -- заместителем руководителя аппарата правительства. Впрочем, в новой структуре власти должность главы аппарата правительства уже не будет иметь решающего значения. Также можно считать законченной историю с административной реформой, идеологом которой выступал г-н Козак. Реформа предусматривала развитие местного самоуправления, а также четкое разграничение полномочий и зон ответственности между регионами и центром. В новой системе власти глава государства и федеральный центр фактически берут на себя всю власть и всю полноту ответственности -- поскольку теперь любой губернатор автоматически становится "человеком президента".
Присутствовавшие на вчерашнем расширенном заседании кабинета губернаторы и президенты республик все как один поддержали отмену своей выборности. В частности, такие влиятельные персоны, как мэр Москвы Юрий Лужков и президент Татарстана Минтимер Шаймиев отозвались «положительно». Г-н Лужков поначалу, правда, пытался уйти от конкретной оценки: «не следует сейчас подробно разбирать политические аспекты». Но потом "взял под козырек". Г-н Шаймиев посетовал, что сейчас «у руля оказываются люди, не всегда способные управлять», что в регионы часто «идут ставленники капитала». Очевидно, глава Татарстана уверен в том, что президент "ставленников капитала" в губернаторы не порекомендует. Политики же и эксперты оценивают политические инициативы президента неоднозначно (см.стр.3).
Есть проблема и практической реализации путинских идей. До вчерашнего дня вся бюджетная политика версталась из расчета разделения полномочий и ответственности между регионами и центром. Теперь система управления страной становится ближе к унитарной, а бюджет остается федеративным. Значит, в процессе перехода к новой системе могут возникнуть проблемы с финансовой ответственностью властей -- в частности, за выплату пенсий или монетизацию льгот.
Хотя исторически большинство россиян выступало за назначение губернаторов (в 2000 году число сторонников этой идеи составляло около 70 процентов), сама по себе кардинальная перестройка власти в момент, когда обстановка в стране вынуждает эту власть быть максимально эффективной и оперативно реагировать на обстоятельства, может быть сопряжена с неразберихой в управлении. И это само по себе может оказаться даже большей угрозой, чем замена формально демократических процедур реально бюрократическими.
***
Вчера поздно вечером президент России подписал указ "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом".
Правительству совместно с Министерством обороны, МВД, МЧС, Министерством юстиции, Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков предписано в течение двух недель разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на Северном Кавказе. А также по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории России.
Правительству вместе с профильными министерствами и ведомствами в месячный срок поручено представить предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях. Фактически речь идет об адекватных мерах по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме (применение или угроза применения взрывных устройств, включая ядерные, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ, захват заложников и др.), техногенных аварий и катастроф, локализации их последствий, а также по своевременному оповещению населения о кризисных ситуациях или угрозе возникновения таких ситуаций. Правительство, министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти в регионах должны будут составить планы действий в случае терактов.
Правительству и силовым структурам дано поручение разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических актов на объектах транспорта, энергетики и связи в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях, а также утвердить перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам Российской Федерации.
Министерству иностранных дел совместно с ФСБ, МВД и Службой внешней разведки предписано принять меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом, а также по упорядочению пересечения государственной границы гражданами тех стран, с которыми Россия имеет соглашения о безвизовом въезде.
Указ вступил в силу со дня его подписания.
Вера Кузнецова, Андрей ДЕНИСОВ, Иван Гордеев