|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический поезд
Из Москвы до Абхазии теперь можно доехать без пересадки
В минувшую пятницу впервые за последние 12 лет от перрона железнодорожной станции абхазской столицы Сухуми отправился пассажирский поезд в Москву. Билеты на этот поезд стали продавать в Абхазии еще в начале сентября. В итоге были проданы все 250 билетов, и шесть вагонов состава (три купейных и три плацкартных) оказались заполненными на сто процентов.
Примечательно, что продажа железнодорожных билетов в самопровозглашенной и никем не признанной республике теперь осуществляется по российской системе «Экспресс». Реализацией проездных документов в кассе сухумского вокзала занимается ЗАО «Сочинская транспортная компания» -- предприятие соседнего с Абхазией российского курорта.
Абхазские граждане получают на руки стандартные проездные документы ОАО «Российские железные дороги», и отныне у себя в Сухуми они могут купить билет для следования по территории России по любому железнодорожному маршруту. Получается, что ассоциированные отношения Абхазии с Россией, об установлении которых так много говорило абхазское руководство, сделались вещью вполне реальной.
Провожали первый поезд из Сухуми в Москву с большой помпой. Состоялся митинг, в котором участвовали президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Воробьев, вице-президент Абхазии Валерий Аршба и абхазский премьер-министр Рауль Хаджимба.
Оба абхазских руководителя сейчас претендуют на пост президента республики (выборы главы Абхазии запланированы на 3 октября), и понятно, что для них отправка первого состава в Москву случилась как нельзя кстати. Возобновление железнодорожного сообщения с российской столицей называли на митинге и «открытием окна в Европу», и «прорывом многолетней блокады», и «самым главным событием послевоенной жизни»... В радостном пылу даже забыли о необходимости выдерживать расписание, и вместо положенного времени отправления -- 15.34 -- поезд уехал с большим опозданием, в 16.49.
Вообще-то сухумский состав правильнее называть «прицепными беспересадочными вагонами». Электровоз доставляет их до станции Веселое, находящейся на территории России у абхазского участка российско-грузинской госграницы, и затем, после прохождения пассажирами пограничного и таможенного контроля, эти вагоны присоединяются на российской станции Адлер к скорому поезду №76 Адлер--Москва.
Далее поезд идет по обычному расписанию 76-го скорого и прибывает на Курский вокзал Москвы спустя 38 часов после отправки из Адлера. А на весь путь от Сухуми до Москвы на этом поезде с учетом времени, необходимого на прохождение пограничных формальностей, потребуется 44 часа 28 минут. Сейчас из Сухуми в Москву можно уехать по четным числам, а из Москвы в Сухуми -- по нечетным. Будут ли сухумские вагоны ходить по маршруту ежедневно, зависит от того, насколько они будут востребованы пассажирами.
Чтобы сухумский поезд мог нормально дойти по абхазской территории до границы с Россией, специалисты ОАО «РЖД» в течение двух месяцев восстанавливали железнодорожное полотно, и, как сообщил Геннадий Фадеев, на общую реконструкцию участка пришлось израсходовать 200 млн руб. С декабря 2002 года по этому участку с большим трудом курсировала электричка Адлер--Сухуми--Адлер. Из-за повреждений полотна ее скорость была очень небольшой -- она проходила весь путь не быстрее чем за шесть часов. С 13 сентября эта электричка отменяется, потому что теперь между Сочи и Сухуми начинает ежедневно курсировать электропоезд из 10 вагонов, и расстояние от Сочи до Сухуми в 146 км с 11 остановками он будет преодолевать за 4 часа 43 минуты.
Реконструкция железнодорожного полотна, проходящего по территории Абхазии, дает республике возможность развивать и грузовые перевозки. В пятницу в Сухуми начальник управления Абхазской железной дороги Леонид Куруа сообщил журналистам, что уже есть планы интенсивного роста грузооборота: увеличения поставок в республику топлива, продовольствия и вывоза из Абхазии в Россию по железной дороге плодов цитрусовых, фруктов, вина, строительных материалов. Росту грузооборота, по словам г-на Куруа, будет способствовать согласие России применять для Абхазии внутренние тарифы на грузоперевозки железнодорожным транспортом, которые, как известно, более чем вдвое ниже международных.
Как и следовало ожидать, грузинская сторона резко осудила факт возобновления железнодорожного сообщения между Сухуми и Москвой. В пятницу посол России в Грузии Владимир Чхиквишвили был вызван в грузинский МИД, где, по его словам, «выслушал претензии официального руководства Грузии в связи с открытием железнодорожного сообщения с Абхазией». В тот же день с заявлением о том, что грузинские власти «пресекут это безобразие», выступил государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. В ответ департамент информации и печати МИД России отметил, что открытие движения поездов на маршруте Сухуми--Москва -- это событие, полностью находящееся в рамках договоренностей, которые были достигнуты в марте 2003 года во время встречи президентов России и Грузии с участием представителей абхазской стороны. Эти договоренности предусматривают восстановление сквозного железнодорожного сообщения от Сочи до Тбилиси и далее -- до Еревана. Отремонтированный российскими специалистами участок дороги до Сухуми, полагает МИД России, всего лишь часть этого пути.
Игорь ГЛАНИН, Сочи