|
|
N°166, 14 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Изменить придется сам уклад школы»
Беспрецедентные меры безопасности, введенные в школах после теракта в Беслане, их эффективность и адекватность сегодняшним угрозам прокомментирует депутат Мосгордумы, глава комиссии по образованию, заслуженный учитель России Евгений БУНИМОВИЧ.
Меры безопасности, вводимые в московских школах, отнюдь не беспрецедентны, и вводятся они не спонтанно. И тревожные кнопки, и заборы, и видеонаблюдение -- это все не какая-то стихийная реакция на события 1 сентября. По понятным причинам людям кажется, что все это происходит именно сейчас, а раньше ничего не было. Это не так. Все сегодняшние меры безопасности принимаются по предыдущим решениям, финансирование их предусмотрено в городском бюджете. Например, те же паспорта безопасности школьников -- чтобы выдать их сегодня, их нужно было напечатать заранее. То, что необходимо отдельно заняться безопасностью школ, столичным властям было ясно уже и год, и два назад. В прошлом году бы составлен план конкретных действий в этом направлении.
Что касается эффективности принимаемых мер, то надо ясно отдавать себе отчет: ни чип-ключи, ни видеонаблюдение отдельно проблему не решат и гарантии никакой не дадут. И школьный забор, конечно, террористов не остановит, его можно легко преодолеть. Но забор -- это еще одно препятствие, которое террористам придется учитывать при разработке операции. Вообще-то когда мы пять лет назад ставили вопрос о школьных заборах, мы пытались защитить школы не столько от террористов, сколько от застройщиков, от коммерческого строительства. Сегодня, к сожалению, ситуация другая.
Здесь нет простого решения, которое завтра же все изменит. Речь идет о комплексе мер. Недавно был репортаж из Израиля, где родитель объяснял, что выбрал школу для детей, зная, что в ней есть такие-то и такие-то меры безопасности. Департамент образования Москвы связался с посольством Израиля и изучает израильский опыт обеспечения безопасности учебных учреждений -- там речь ведется не о входе в школу, а о входе на территорию школы. У нас вопрос о статусе территории не решен, сейчас мы ищем решение.
Однако у проблемы безопасности школ есть и другая сторона. Речь идет об изменении самого уклада школы и школьного образования. Эту проблему мы также поднимали еще несколько лет назад, но многим тогда было трудно осознать, что основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) сегодня становится одним из центральных предметов в школьном образовании. Сразу отмечу, что речь не идет об увеличении количества часов на ОБЖ или на начальную военную подготовку -- речь идет об изменении содержания. Причем этот вопрос связан не только с угрозой терроризма. Просто на рубеже XXI века такой большой город, как Москва, таит в себе много опасностей для ребенка.
Дети всегда открыты миру и людям, но сегодня это опасно. К сожалению, тут нужны некоторые усилия, нужно объяснить детям, что если к тебе на улице подходит взрослый, то от него может исходить опасность, и ребенок должен научиться в определенной ситуации говорить «нет» на предложения, скажем, конфет или куда-то пойти погулять. Кроме таких экстремальных ситуаций, как теракт, ребенка подстерегает и масса техногенных угроз: в лифте застрял, пожар и т.д. Чтобы подготовить ребенка к этим угрозам, нужна не просто какая-то лекция зашедшего пожарного. Умение правильно реагировать в экстремальной ситуации должно быть выработано у детей на уровне условного рефлекса. У нас есть учебники, разрабатываются методики, но есть огромная проблема с преподавателями. Тут нужен преподаватель нового типа, который понимает современные техногенные угрозы, а не превращает уроки ОБЖ в маршировку во дворе с противогазами.
Записал Александр ГУДКОВ