|
|
N°165, 13 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марко и его львы
Завершился Венецианский фестиваль
Победу на Венецианском кинофоруме одержал британский фильм «Вера Дрейк» (режиссер Майк Ли) -- ему достался «Золотой лев». Два льва серебряных поедут в Испанию, к создателю фильма «Внутреннее море» Алехандро Аменабара, и в Южную Корею -- автор фильма «Клюшка номер 3» Ким Кидук признан лучшим режиссером. Еще два престижных приза -- Кубки Вольпи -- выбрали знакомую географию: за мужскую роль награжден Хавьер Бардем из «Внутреннего моря», за женскую -- Имельда Стаунтон, сыгравшая Веру Дрейк.
В принципе решения жюри под председательством Джона Бурмана выглядят вменяемыми и устроили большинство участников фестиваля. Разумеется, не всех. В ярости итальянцы -- после прошлогоднего скандала с русским «Возвращением», укравшим победу у статусного итальянского фильма «Здравствуй, ночь» Марко Беллоккио, Италию снова «прокатили» на ее территории, не присудив в большом конкурсе ни одного существенного приза. На сей раз статусным кандидатом был Джанни Амелио с фильмом «Ключи от дома», по-итальянски чувствительным и как раз на ту тему (отец и сын), которая год назад принесла успех «Возвращению». Но ни тема, ни национальные чувства на сей раз не сработали.
Возможно, в какой-то степени предпочтение, оказанное жюри социально-психологической ретродраме Майка Ли, тоже объясняется этнически: Джон Бурман все же англичанин и увлечен социальными темами. Слов нет, картина Ли сделана в лучших традициях британского социального кино. Но настоящей новизны и свежести в ней нет. В этой связи можно сказать, что отодвинуть на второй план почти-шедевр Ким Кидука (мы подробно рассказывали о нем в предыдущем репортаже) было несправедливо. И дело не в справедливости даже (где вы ее найдете в нашем мире?), а в том, что решения жюри были предсказуемы, осторожны и политкорректны.
Финальная церемония прошла в театре «Ла Фениче» и задела публику несколькими трогательными моментами. На сцене чествовали ветерана мюзикла Стенли Донена, который в своем почтенном возрасте сплясал на сцене фрагмент танца Джина Келли из «Песен под дождем». Почетного «Золотого льва» за карьеру ему вручала столь же неувядаемая Софи Лорен, которая в эти дни встречает семидесятилетие. Когда-то актриса снималась у Донена, что придало их встрече очень личный ностальгический оттенок.
Прием по случаю закрытия проходил во Дворце дожей, а предыдущим вечером на главной венецианской площади Сан-Марко был воздвигнут огромный экран и показан голливудский анимационный боевик «Акулья история». Такие грандиозные шоу в рамках фестиваля впервые организованы в исторической части Венеции, и тут несомненная заслуга его нового директора Марко Мюллера. Гигантомания его начинаний имела и негативную сторону: мы уже писали об организационных накладках. Последней из них стал конфуз с показом фильма «Эрос», составленного из трех новелл, под каждой из которых стоит большое режиссерские имя: Вонг Карвай, Содерберг, Антониони. Так вот, к новелле Стивена Содерберга каким-то образом (впору заподозрить диверсию) приклеился кусок канадской документальной ленты о стриптизерах, и публика была вынуждена десять минут недоумевать, прежде чем возмущенно засвистела. Но все же общий баланс впечатлений в пользу Сан-Марко, или Супер-Мюллера, как в шутку называли нового директора, обыгрывая его имя и фамилию. Ведь оргнакладки забудутся, а большое количество замечательных фильмов, собранных Мюллером в разных программах, останется в памяти.
Фестиваль имел важное значение и для российского кино -- несмотря на то что на сей раз оно не снискало наград. Ждать их было нереалистично после прошлогоднего сюжета, который итальянская пресса определила как granda Victoria Russa. Хорошо уже то, что картина «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной участвовала в конкурсе, а вне его показали еще два достаточно радикальных фильма -- «Настройщика» Киры Муратовой и «4» Ильи Хржановского. Последний, снятый по сценарию Владимира Сорокина, был представлен в самом конце фестиваля и тем не менее вызвал несомненный интерес. Что касается фильма Проскуриной, то он не стал фаворитом, однако и не остался без поклонников -- среди них тот же Мюллер, который даже прочил картине одну из наград. Но жюри осталось при своих предпочтениях.
Львы -- звери хищные. Они улыбаются, а тем более становятся добычей не каждый год. Но охота на них -- дело увлекательное. Так что есть основания полагать, что через год наши режиссеры вновь будут рваться в Венецию.
Елена ПЛАХОВА, Венеция