|
|
N°165, 13 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фрукты для смертницы
По данным спецслужб, боевики готовились к новому походу в Дагестан
Российские спецслужбы начали поиски новой потенциальной шахидки -- 16-летней жительницы Наурского района Чечни Замани Ясуевой. В спецслужбах не исключают, что она могла быть связана с Медни Мусаевой и Луизой Магомадовой, которых спецслужбы арестовали на прошлой неделе по подозрению в подготовке терактов. Куда именно боевики собирались направить Мусаеву и Магомадову, официально не сообщалось. По информации «Времени новостей», женщины, не исключено, должны были участвовать в готовившейся боевиками операции по захвату школы в Дагестане.
Две недели назад ФСБ объявила о розыске 16-летней Медни Мусаевой и 34-летней Луизы Магомадовой. В спецслужбах тогда заявили, что располагают информацией, будто эти женщины отправлены на юг России «с целью совершения террористических актов». В прошлую среду Мусаева и Магомадова вернулись в Шали, где и были задержаны. Сейчас в отношении них возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ (терроризм), и сегодня суд должен выбрать для чеченок меру пресечения. По информации «Времени новостей», во всей этой истории не все так просто, как казалось на первый взгляд. «Луиза Магомадова никакая не смертница, -- рассказали нам оперативники. -- Сама она умирать не собиралась, а вербовала в шахидки молодых чеченок типа Медни и Замани. Сколько всего девушек попало в ее сети, мы пока сказать точно не можем. Этот вопрос проверяется. Хотя не исключаем, что много, в том числе и те, которые взрывали себя в последнее время».
Как происходил процесс вербовки, на допросах уже рассказала Медни Мусаева (Магомадова на допросах молчит). По рассказу девушки, однажды, когда она возвращалась из мечети, к ней подошла женщина, представившаяся Луизой. В первый раз они просто по пути домой беседовали на религиозные темы. Потом Магомадова стала встречать Медни чуть ли не каждый день. А потом Луиза пригласила Медни в так называемую ячейку, где встречаются женщины, придерживающиеся ваххабистских взглядов. Там читали соответствующую литературу, потом всех угощали какими-то фруктами, поев которые, по словам Мусаевой, она впадала в состояние эйфории и была готова пойти на что угодно. (В спецслужбах полагают, что в фрукты вводились сильнодействующие препараты.) В этот момент девушкам и начинали говорить, что они должны быть готовы «уйти в рай» в борьбе с «неверными».
В результате как-то Луиза сказала Медни, что ее час настал и вечером они должны будут уехать. На прощание девушка оставила родителям письмо, заканчивавшееся словами: «Я ухожу, встретимся в раю». Почувствовав неладное, родственники Мусаевой отнесли это послание в правоохранительные органы, а заодно рассказали о подозрительной знакомой девушки Луизе Магомадовой. После этого спецслужбы и объявили их в розыск. Что происходило в это время, Медни подробно рассказала следователям. По словам Мусаевой, ее посадили в машину с занавешенными стеклами и долго возили, путая следы, пока не доставили в подвал какого-то дома. Там еще находился мужчина, две взрослых женщины и такая же, как Медни, молоденькая девушка. Они вдвоем и должны были стать шахидками. Потом в подвал пришел бородатый мужчина и объявил, что фото Мусаевой и Магомадовой показывают по всем телеканалам, они засветились и Басаев приказал отвезти их домой в Шали. Однако вторая девушка так и осталась у боевиков. Кто она, пока еще точно не установлено. Однако, сопоставляя факты, в спецслужбах заподозрили, что там могла находиться 16-летняя жительница Наурского района Замани Ясуева. Она также в последнее время общалось с какой-то женщиной, придерживающейся ваххабистских взглядов (оперативники не исключают, что с Магомадовой) и исчезла из дома в один день с Медни Мусаевой. Сейчас спецслужбы активно занимаются поисками Замани Ясуевой.
Какое задание боевики собирались поручить девушкам, Мусаева не знает. Она только мельком слышала разговоры о каком-то «захвате». Однако спецслужбы Чечни располагают информацией о том, что как раз в этот период бандиты планировали провести операцию на подобие бесланской и захватить школу в Дагестане. Оперативники не исключают, что именно для этой акции и готовили Мусаеву и Ясуеву. Сведения о том, что боевики планировали крупный теракт в Дагестане, подтвердил в выходные и командир специального горного батальона «Восток» Минобороны Сулим Ямадаев. По его данным, на эту операцию бандитам было выделено 500 тыс. долл., но о ее подготовке вовремя узнали спецслужбы. «В Гудермесском, а затем Шелковском, Курчалоевском и Ножай-Юртовском районах Чечни было обезврежено 50 боевиков, -- заявил Сулим Ямадаев. -- 12 человек арестованы, в том числе шестеро -- сотрудники различных правоохранительных органов Чечни». Кто финансирует такие операции боевиков, для спецслужб не секрет. По их информации, деньги на захват школы в Беслане и подготовку теракта в Дагестане выделили арабские полевые командиры Абу Хавс, Абу Джабер, Абу Рабия.
Александр ШВАРЕВ