Время новостей
     N°165, 13 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2004
За Беслан
Силовики Северной Осетии отправлены в отставку. Судьбу глав МВД и ФСБ России решит президент
Первые отставки и назначения после беслановской трагедии произошли в непосредственной близости от места событий -- в Северной Осетии. Там поменяли правительство и силовиков. Будут ли приняты аналогичные меры в отношении членов федерального правительства, в том числе руководителей силового блока, станет известно уже сегодня. В понедельник Владимир Путин проведет расширенное заседание кабинета министров с участием губернаторов. Это будет первый крупный разбор полетов после трагедии в Беслане.

Еще в четверг президент Северной Осетии Александр Дзасохов принял решение об отставке кабинета министров. В пятницу осетинский парламент в рекордно короткий срок утвердил нового премьера -- им стал бывший министр транспорта Алан Борадзов. Г-ну Борадзову уже пришлось пообщаться с недовольным населением: в субботу у здания правительства снова собрался митинг протеста, участники которого требовали встречи с властями. Митинг, правда, был небольшой, и пришли на него в основном одетые в черное женщины, потерявшие в Беслане своих родных, -- но стекло на входной двери резиденции все же разбили, так что едва ли новый премьер, выходя к народу, чувствовал себя слишком уж уверенно.

Самому г-ну Дзасохову участвовать в митингах, видимо, надоело. Напомним, в прошлую среду он вышел к участникам многотысячного митинга оппозиции, услышал категорическое требование уйти в отставку и обещал над этим подумать. В четверг, подумав, он пришел уже на митинг своих сторонников -- но и там звучали требования об отставке г-на Дзасохова. Тогда президент подумал еще и предпочел отправить в отставку кабинет Михаила Шаталова, возглавлявшего осетинское правительство более двух лет, а сам отправился в Москву -- встречаться с Владимиром Путиным.

После этой встречи отставка лидеру Северной Осетии, судя по всему, уже не грозит. Во всяком случае президент России, до сих пор хранивший молчание по поводу политического кризиса в Северной Осетии, согласился с увольнением осетинских силовиков -- главы МВД Казбека Дзантиева и начальника УФСБ Валерия Андреева. Напомним, самостоятельно увольнять и назначать силовиков региональные лидеры не имеют права, поэтому г-ну Дзасохову и потребовалась высочайшая санкция.

Казбек Дзантиев возглавлял МВД Осетии с 1997 года, и он первый написал заявление об отставке на следующее утро после трагедии в Беслане, справедливо усмотрев свою долю вины в страшных итогах операции. Однако заявление министра -- судя по всему, единственное на всю российскую пирамиду власти -- несколько дней оставалось без ответа. Теперь же получилось, что не офицер Дзантиев ушел в отставку, а политик Дзасохов его уволил. Вместо г-на Дзантиева обязанности министра исполняет полковник МВД Сослан Сикоев.

Указ Владимира Путина об увольнении главы МВД Северной Осетии во Владикавказе читали на специальном совещании с участием первого заместителя федерального министра внутренних дел Александра Чекалина и начальника управления внутренних дел по Южному округу Михаила Панькова. И.о. Сикоеву объяснили, что работать ему придется в условиях сложной политической ситуации, которая усугубляется попытками «деструктивных сил» разжечь межнациональную рознь в республике и «заработать себе политический капитал».

Оппозиция, видимо, расслышала про «деструктивные силы» и умерила праведный пыл прямо на глазах. Один из ее представителей, депутат Госдумы Арсен Фадзаев, который на прошлой неделе участвовал в первом митинге протеста у стен Дома правительства во Владикавказе, считает сделанные оргвыводы достаточными. «Я надеюсь, что замена силовиков будет иметь эффект и люди почувствуют себя безопаснее, -- сказал депутат «Времени новостей». -- Президенту в такой момент, наверное, действительно не надо уходить. Пусть доработает. Удастся ли ему доработать до выборов (январь 2006 года. -- Ред.), зависит от него самого: люди хотят чувствовать, что он с ними. Если он будет с народом, его будут поддерживать. А женщины, которые пришли на площадь в субботу, они пришли не совсем по адресу, там им вряд ли помогут. Но их можно понять: они сейчас растерянны, они ищут своих детей -- детей могли увезти в больницу в другой регион, а они до сих пор этого не знают, есть ведь такие уникальные случаи».

Г-н Фадзаев ничего не знает о планах оппозиции продолжать митинговую войну против г-на Дзасохова, хотя сообщил о слухах насчет очередного большого митинга протеста, якобы запланированного на вторник, 14 сентября. Что касается межэтнического мира в республике, в частности между осетинами и ингушами, живущими в Пригородном районе, депутат все же надеется на его прочность: «Люди не призывают к войне и понимают, как важно сохранить мир. Все понимают, что нельзя считать, будто среди бандитов были ингуши или чеченцы, -- это же просто нелюди, мразь. Я говорил со своими помощниками из Пригородного -- сейчас там все спокойно».

Правда, это спокойствие не внушает уверенности в завтрашнем дне многим ингушам, которые на прошлой неделе на всякий случай оставили свои дома в Пригородном и даже забрали родственников из осетинских больниц. После отставки силовиков не почувствовали себя спокойнее и осетины. К примеру, спикер парламента Таймураз Мамсуров, назвав правильным принятое кадровое решение, признал, что «массового похода в школы в понедельник не будет, хотя все они усиленно охраняются».

Что касается отставок федеральных силовиков, прежде всего руководителей МВД и ФСБ, то их судьба всецело в руках президента. Если верить первым социологическим опросам после Беслана, общество не жаждет этих отставок. По данным "Левада-центра", опросившего москвичей, чье отношение к власти традиционно критичнее, чем в других регионах, действиями МВД и ФСБ в Беслане довольны 52% респондентов, а действиями самого президента -- 59%. Правда, после трагедии "Норд-Оста" два года назад деятельность силовиков поддерживали 82% опрошенных. Но все равно и сейчас большинство жителей столицы не сочли действия силовиков неправильными.

Правда, президент может руководствоваться при принятии решения и другой цифрой: 77% опрошенных полагают, что спецслужбы и власть не в состоянии обеспечить безопасность граждан. Тем более что в отличие от трагедии "Норд-Оста", после которой Путин назвал действия силовиков успешными, на сей раз президент не давал оценок работе спецслужб. То есть сохранил себе свободу маневра. А показательные отставки силовиков вместе с успехом операции по поимке лидеров чеченских сепаратистов Аслана Масхадова и Шамиля Басаева, за достоверную информацию о которых ФСБ на минувшей неделе объявила награду в 10,2 млн долл., станут важными политическими жестами президента по успокоению нации.

Однако у возможных отставок Нургалиева и Патрушева для Путина есть и политические неудобства. Николай Патрушев работает на посту главы ФСБ уже пять лет, сменив самого Путина, назначенного тогда премьер-министром. Глава ФСБ считается одним из наиболее близких Путину членов его команды. А Рашид Нургалиев фактически стал министром совсем недавно -- весной этого года. К тому же после нападения боевиков на Ингушетию расстался со своим постом главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров. Слишком частые рокировки в верхушке МВД не добавляют этому ведомству стабильности. В любом случае кадровые решения на федеральном уровне могут быть приняты (или не приняты) уже сегодня.

Иван СУХОВ, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане