|
|
N°165, 13 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы не сможем продать за рубеж ни одной таблетки»
Перенос сроков перехода России на международные стандарты качества в производстве лекарств, равно как и задержка с модернизацией остающихся в собственности государства фармацевтических предприятий, грозит серьезными проблемами всей отрасли. Российские компании-производители не только вынуждены будут оставить те весьма скромные позиции, которые они занимают на зарубежных рынках, но и под прессом импортеров серьезно потеснятся у себя дома. Шансы отечественных производителей в борьбе с зарубежными конкурентами в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Александром ГУДКОВЫМ оценивает заместитель начальника управления гражданских отраслей промышленности Федерального агентства по промышленности Юрий ДОЩИЦЫН.
-- Юрий Федорович, правительство и президент несколько лет назад подтвердили, что Россия с 2005 года обязуется перевести все свои фармацевтические производства на стандарты GMP, однако уже очевидно, что этого не произойдет. Некоторые производители лекарств, ссылаясь на отсутствие средств, сейчас настаивают на том, чтобы отсрочить переход отрасли на GMP до 2007 года. Пойдет ли на это правительство?
-- Переход на новую форму производства, безусловно, требует финансовых затрат, поэтому и было отпущено целых пять лет. А разговоры о неизбежности перехода велись и раньше. У отечественной промышленности было достаточно и времени, и налоговых льгот, чтобы подготовиться к жестким обязательствам, которые на них налагают мировые стандарты качества GMP. Первое января, можно сказать уже не за горами, а большинство наших предприятий не справились с поставленной задачей. Более того, некоторые предприятия даже не стремились ее выполнить.
Но продлевать срок перехода на GMP до 2007 категорически нельзя. Дело в том, что мы бесконтрольно и бессистемно наплодили более 600 производителей лекарств. Такого количества юридически зарегистрированных и имеющих лицензию производителей лекарств нет ни в одной стране мира. Уследить за такой оравой просто невозможно, кроме того эти 600 производителей в своей массе абсолютно не заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в нормальное и качественное производство.
-- Однако частные компании находят средства на обновление производства, проблемы возникают в основном у государственных.
-- Это не совсем так. Во-первых, у нас государственных унитарных предприятий в сфере фармацевтической промышленности осталось очень мало. Их можно по пальцам пересчитать --- это «Мосхимфармпрепараты», Московский эндокринный завод, в Тюмени один заводик маленький и объединение «Микроген». Еще есть несколько муниципальных фабрик, но они в общем объеме производства существенной роли не играют. На девяносто с лишним процентов вся промышленность по производству лекарств у нас частная. Единственный крупный блок, принадлежащий государству, -- это предприятия иммунобиологической промышленности. Тут есть своя специфика -- эти предприятия обеспечивают безопасность страны в плане вакцинопрофилактики.
Предприятия иммунобиологического профиля, например те, которые входят в НПО «Микроген», безусловно, также должны соответствовать требованиям GMP. И если им не хватает собственных средств на этот переход, значит, необходимо рассмотреть вопрос о привлечения инвестиций со стороны.
-- Вы имеете в виду -- рассмотреть вопрос о приватизации, об акционировании?
Сегодня акционируются «Мосхимфармпрепараты» и все фармацевтические фабрики, которые у нас остались. В этом году мы намерены акционировать и научно-исследовательские институты, занимающиеся разработкой лекарственных средств.
Сегодня в России уже есть примеры частных предприятий, производящих иммунобиологическую продукцию. Например, негосударственная компания «Комбиотех» выпускает вакцину от гепатита B.
-- Тем, кто останется в собственности государства, сможет ли помочь Минздрав, управляющий унитарными фармпредприятиями? Раньше это министерство не было замечено в стремлении вкладывать деньги в модернизацию производства.
-- Да и не было ни одного случая, чтобы Минздрав вложил хотя бы рубль. Мы обратились в правительство, чтобы в этом вопросе был восстановлен порядок, прописанный в указе президента. Там черным по белому написано, что предприятия, выпускающие лекарственные средства, находятся в ведении Агентства по промышленности. Кроме того, есть закон о лекарственных средствах, где говорится, что в одном федеральном органе исполнительной власти не могут совмещаться функции контроля и функции производителя. В Минздраве сегодня сосредоточены все контрольно-разрешительные функции, и наличие собственного производства нарушает этот закон. Зачем медикам натягивать на себя еще и функции производителя? Они говорят, что хотят быть уверенными в том, что страна будет обеспечена препаратами для вакцинации, но это странная логика. Если ей следовать, то Минобороны, к примеру, должно забрать у нас авиационные предприятия, производство боеприпасов и т.д.
-- В любом случае до января 2005 года все фармпредприятия России не освоятся со стандартами GMP. Чем нам грозит срыв этих сроков?
-- Опасность заключается в том, что на российском рынке мы окончательно потеряем даже те слабые позиции, которые имеем сегодня. Сейчас у нас отечественные препараты составляют всего 32--35%, все остальное импорт. Причем доля российской продукции неуклонно сокращается. Простой пример из нашей же недавней истории. В 1993--1994 годах благополучно скончалась отечественная промышленность, производившая субстанции для лекарственных средств. Наш рынок был открыт для импорта, и на него хлынули компании из Китая и Индии. Цена их субстанции была такова, что все наши крупные химкомбинаты по производству анальгинов, аспиринов и т.д. оказались неконкурентоспособными. После вступления в ВТО, в условиях международных требований GMP мы окажемся точно в такой же ситуации. Причем сейчас Китай по государственной программе ведет усиленную работу уже не по субстанциям, а по производству готовых форм. Скоро у нас по баснословно малым ценам появится неслыханное количество тех самых таблеток, которые сегодня выпускает наша промышленность. Если не подготовиться к этому, то наши предприятия просто не выдержат конкуренции и закроются, как это уже было.
-- То есть главная задача перехода на GMP сегодня -- «защита наших границ» и доведение баланса экспорта-импорта до оптимальной величины?
-- Стремиться нужно не к этому. Фармацевтика -- одна из доходнейших отраслей бизнеса. По оригинальным препаратам рентабельность доходит до 300%, никакому машиностроению такое и не снилось. Стремиться нужно к тому, чтобы российские разработки были представлены не только у нас, но и за рубежом. Если мы ищем способ обеспечить рост экономики России, то нефть и газ сегодня нас только заводят в тупик. Должны быть высокие технологии. Нельзя забывать о том, что у нас осталось из конкурентоспособных отраслей. Это прежде всего оборонная промышленность, но это и биотехнологии и фармацевтическое производство.
-- Что-то не доводилось слышать об экспансии наших фармацевтических компаний на зарубежные рынки...
-- Сегодня мы экспортируем лекарства только в Узбекистан и Казахстан. Ну, может быть, еще частично на Украину. В общем объеме российского фармпроизводства доля экспорта составляет менее 10%. Дело в том, что пока мы не являемся членами международного клуба PIC, где регистрируется переход страны на стандарт GMP, мы не сможем продать даже очень хорошие препараты. Ни в Турцию, ни в Иран, ни в другие страны третьего мира. Если мы не осуществим этот переход в 2005 году, то скоро не сможем продать за рубеж ни одной таблетки.
-- Вы считаете, что в случае если России удастся осуществить переход на новые стандарты качества, наши фармпредприятия смогут конкурировать с зарубежными на «чужой территории»?
-- Почему нет? Например, у нас вакцина против кори и паратита конкурентоспособна и многие другие. В плане производства вакцин мы традиционно находимся на мировом уровне. Я не говорю, что нас так просто пустят в Германию или еще куда-то в Западной Европе, но страны третьего мира -- Вьетнам, Ближний Восток -- это все может быть наше. Если удастся перейти на GMP, то шансы у нас есть.
Беседовал Александр ГУДКОВ