|
|
N°122, 11 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«ОПЕК - это Саудовская Аравия»
Об истории и перспективах ОПЕК корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА побеседовала с исполнительным директором Международного исследовательского центра по проблемам энергетики в Лондоне Фадылем ЧАЛАБИ. Вся карьера 71-летнего Чалаби связана с нефтью. Он руководил иракскими нефтяными компаниями, работал замминистра нефтяной промышленности Ирака, 10 лет был заместителем генсека ОПЕК, а еще 5 лет -- с 1983 по 1988 -- выполнял обязанности генерального секретаря.
-- Сорок лет -- немалый срок, не пора ли прощаться с ОПЕК?
-- Нет. ОПЕК порой совершает ошибки, следствием которых являются, например, нынешние чрезвычайно высокие цены на нефть, но она необходима для обеспечения стабильности на рынке. Увеличение или уменьшение общемировой добычи заметно сказывается на ценах. Если оставить рынок без «регулировщика» производства, настанет анархия, начнутся потрясения. Когда ОПЕК не станет, надо будет тут же создать другую ОПЕК.
-- Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о возможном принятии в ОПЕК России, Мексики и Султаната Оман. Это что, серьезно?
-- Им нет нужды туда вступать. Они за стабильность цен, но при сохранении свободы в производстве. Войти в ОПЕК -- значит придерживаться ее решений по нефтедобыче. Эти разговоры -- желаемое ОПЕК, но не реальное положение вещей.
-- Войти в ОПЕК -- это еще и ежегодно платить членские взносы. Сколько платит каждое государство?
-- Сумма может меняться год от года, потому что зависит от годового бюджета организации, но в среднем это от одного до двух миллионов долларов в год. Взносы одинаковы для всех. Саудовская Аравия, ежедневно добывающая 8 млн 600 тыс. баррелей, платит столько же, сколько и Алжир с добычей 800--900 тыс. баррелей в день. Из-за этого ОПЕК покинули Габон и Эквадор.
-- Почему же ОПЕК не пошла им навстречу и не уменьшила взносы для небольших стран?
-- Этому воспротивились крупные государства, мотивировав тем, что Саудовская Аравия, например, при голосовании имела в ОПЕК то же влияние, что и Габон. У каждой страны право вето. Тогда почему Саудовская Аравия должна платить больше? Расходы в ОПЕК рассчитываются так, чтобы обеспечить каждому равную позицию, что расходится с реальностью. У Саудовской Аравии -- 26% мировых запасов и 34% от общего объема производства ОПЕК, а ее взносы -- как и у стран со слабым производством.
-- Саудовская Аравия доминирует в ОПЕК?
-- Честно говоря, сегодня ОПЕК -- это Саудовская Аравия. Остальные особой роли не играют. Что Эр-Рияд говорит, то ОПЕК и выполняет. К тому же почти все члены ОПЕК, за исключением Саудовской Аравии, Кувейта и Арабских Эмиратов, достигли максимума производственных возможностей, поэтому не могут влиять на рынок путем повышения нефтедобычи. Кто может повышать добычу? Саудовская Аравия. В меньшей степени -- Кувейт и Эмираты. Ну, еще Венесуэла. А вот Иран, Алжир, Ливия, Нигерия, Индонезия и другие производят, сколько позволяют их мощности. Благодаря свободным производственным мощностям Саудовская Аравия может то увеличивать, то уменьшать нефтедобычу, моментально вызывая изменения на рынке. Для нее важны два фактора: ее финансовое положение и политическое давление США. Финансовое положение страны плохое, дефицит бюджета увеличивается с 1983 года, достигнув более 160 млрд долларов, что превысило национальный доход. А США часто требуют от Саудовской Аравии то сокращения, то увеличения производства, потому что им не выгодно ни снижение цен ниже 10, ни их увеличение выше 30 долларов за баррель.
-- Верно ли, что Саудовская Аравия, Кувейт и Эмираты извлекли выгоду из санкций против Ирака, поделив его нефтяную квоту в ОПЕК?
-- Да. Саудовская Аравия сразу получила около 80% иракской квоты на рынке, хотя теперь эта доля снизилась. Отсутствие Ирака на нефтяном рынке принесло Саудовской Аравии больше 120 млрд долларов. Извлекли выгоду и другие.
-- Саудовская Аравия заинтересована в сохранении эмбарго против Ирака?
-- Думаю, что да.
-- Кстати, говорили, что на агрессию против Кувейта Ирак подтолкнули в том числе и цены на нефть?
-- Накануне агрессии цены упали, и Ирак обвинил Кувейт и Эмираты в производстве нефти сверх выделенных ОПЕК квот. В Багдаде решили, что кувейтцы намеренно сыграли на понижение, чтобы нанести ущерб иракской экономике. Это спорно. Но факт, что цены были низки, а Кувейт нарушал квоту на 200 тыс. баррелей ежедневно. Проблема в том, что из войны с Ираном Ирак вышел с подорванной экономикой, на нем висели долги, а курс для роста он был не в состоянии выработать. Ему нужны были деньги. Когда он воевал с Ираном, арабские государства Персидского залива оказали ему огромную материальную помощь, которая прекратилась. Но у агрессии были и другие причины.
-- Саудовской Аравией были недовольны и в СССР. Сегодня американцы признают, что при Рейгане требовали от саудовцев снижения цен на нефть, чтобы пострадал СССР, независимый крупный экспортер. Цены снизились, развал СССР ускорился. Что вы на это скажете, ведь в середине 80-х вы стояли во главе ОПЕК?
-- Не думаю, что это так. В 80-е мировой спрос на нефть заметно снизился, а производство со стороны государств, не входящих в ОПЕК, было высоким. Поэтому ОПЕК не могла контролировать цены. А политические трактовки спорны и появились позже. Ирак тоже обвинял Кувейт в намеренном перепроизводстве. На это надо смотреть с точки зрения состояния рынка, а он переживал кризис. Это не значит, что политического давления не было вовсе, но его воздействие на цены -- очень спорный момент.
-- Кто-то из американцев давил на вас?
-- Нет. Я покинул ОПЕК ближе к 1989 году, еще до развала СССР, который уже переживал серьезный кризис. А давление если и оказывается, то не на организацию, а на государства.
-- У вас была информация о давлении на Саудовскую Аравию?
-- Нет. Я твердо знаю, что нефтяная квота Саудовской Аравии тогда равнялась 5 миллионам 400 тысячам баррелей в сутки, она очень жестко ее придерживалась и не увеличивала производства для снижения цен. В отличие от многих других.
-- ОПЕК пыталась установить отношения с СССР?
-- Попыток было много. Между прочим, когда ОПЕК образовался, СССР обратился с просьбой о принятии. Да-да, это было в 60-х, когда на ОПЕК еще оказывали огромное влияние нефтяные корпорации.
-- Почему же СССР не вошел в ОПЕК?
-- Ему было отказано якобы из-за того, что по уставу ОПЕК входящие в нее государства являются развивающимися, и нефть -- основа их экономики. СССР не был развивающимся, у его развития были и другие источники. Хотя главная, политическая, причина не была произнесена вслух: члены ОПЕК не приняли коммунистический режим. Потом ситуация изменилась, и вступление в ОПЕК уже не было в интересах Москвы, ведь ОПЕК начала придерживаться ограничений в производстве. Однако контакты с русскими, норвежцами, мексиканцами, оманцами, египтянами и другими поддерживались. Их приглашали в ОПЕК, они вроде как соглашались, но серьезного сотрудничества не было.
-- Вы возглавляли ОПЕК во время войны Ирана и Ирака, а это члены ОПЕК...
-- Пять из восьми лет ирано-иракской войны пришлись на мое исполнение обязанностей генсека в ОПЕК. Для меня война была трудной проблемой. Как сбалансировать интересы, как отвести войну от влияния на ОПЕК? Ведь война шла не просто между двумя членами, но между основателями организации. Конечно, кровавый конфликт отозвался на нефтяном рынке, но мы сумели избежать прямого его влияния на принимаемые решения. Интерес-то был общим! Представители Ирака и Ирана сидели на заседаниях ОПЕК рядышком, потому что так получалось по алфавиту, не разговаривали друг с другом, но голосовали за общее решение.
-- Через 40 лет после образования не пора ли в ОПЕК что-то менять?
-- Изменения в ОПЕК сейчас невозможны по политическим причинам. По-хорошему ОПЕК должна стремиться не к увеличению, а к сокращению членов, в идеале доведя состав до пяти стран-основателей: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Только так можно строить долгосрочную стратегию. В ОПЕК много мелких государств, не оказывающих большого воздействия на принятие решений. Алжир и Индонезия подвергаются в ОПЕК давлению, но влияние их на рынок так же невелико, как и не входящих в ОПЕК Султаната Оман и Анголы. ОПЕК продолжает существовать лишь на словах, так как главным действующим лицом является Саудовская Аравия.
Беседовала Елена СУПОНИНА