|
|
N°165, 13 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Импровизация в стиле хай-тек
Норвежский джазмен Бугге Вессельтофт выступил в клубе Artplay
Один из самых известных европейских джазменов, основатель лейбла Jazzland играл в Москве впервые. Концерт проходил в клубе Artplay, вел вечер телечеловек Петр Фадеев, а в публике затерялось энное количество знаменитостей -- режиссер Андрей Житинкин, актриса Амалия Мордвинова...
Когда хороший музыкант играет на светском мероприятии, обычно пишут: народ пришел ради моды-стиля, никто ничего не воспринял, публика была занята спонсорским винцом. Как-то не учитывается, что у «модности» должны быть причины. Странно говорить, что двести человек пришли за модой, музыканта вовсе не зная. Если не знают, то в чем мода? С Вессельтофтом проще: те, кто его прекрасно знает, сагитировали друзей, объяснив, кто он такой и почему его стоит слушать.
Так кто же он? И почему его стоит слушать на «закрытой вечеринке»? Вы удивитесь, узнав, что эта самая «вечеринка» тянет на культурное событие. Вессельтофт играет то, что обычно описывается расплывчатыми словами «новая европейская импровизационная музыка», future jazz или nu jazz. Подразумеваются электроника, импровизация на традиционных инструментах и микширование материала живьем. Так работают французы Эрик Трюффаз и St. Germain, скандинавы Айвинд Орсет, Нильс Петтер Мольвер и наш герой. Гитарист Орсет, трубач Мольвер и барабанщик Одун Клейве (чей зубодробительный и, я бы сказал, «антиджазовый» альбом выпустил не так давно Jazzland) гостят друг у друга на альбомах и весьма сходны по стилю и мышлению. Этим старым друзьям удалось стать одним из наиболее заметных явлений европейской музыки последнего десятилетия. Я сознательно избегаю слова "джаз" -- тут и джаз, и клубная музыка, и фоновая музыка, и торжество компьютерных хай-тек-технологий, и новое доказательство того, что живое музицирование вполне здорово. В общем, что угодно.
Когда Бугге решил делать джаз по-своему, он назвал группу New Conception Of Jazz. Однозначное, не правда ли? «Мы с самого начала хотели создавать что-то радикально отличающееся от американского джаза, -- признается Бугге, улыбчивый и вежливый человек средних лет. И оговаривается: -- Мы любим американский джаз. Я сам фанат Майлса Девиса -- что толковать? В то же время мы ценили Кита Джаррета и наших соотечественников Йона Кристенсена и Яна Гарбарека, с которыми мне посчастливилось играть. А еще нас вдохновляли электронные лейблы -- немецкий Compost Records и английский arp».
Нам продемонстрировали то, что мы слышим -- настоящий европейский новый джаз. (Вспомните, когда был в Москве концерт Эрика Трюффаза? Многие ли смогли попасть на него, многие ли узнали постфактум что-то из рецензий и репортажа в "Джазофрении"?) Музыка хоть и с налетом модности, но -- виртуозная, умная и крайне эмоциональная. Новаторская по всем параметрам, даже по форме концерта -- живые инструменты, контрабас, ударные и аналоговые клавиши. Все пропущено через лэп-топ и смикшировано живьем. Помимо технических наворотов, Бугге -- отменный композитор, чьи вкрадчивые темы узнаются с полутакта. Как раз людей такого жанра, уровня и творческой полноценности и ждут на наших, пока немногочисленых, джазовых фестивалях.
Александр БЕЛЯЕВ