|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Власть -- общество -- бизнес: на перепутье
Боль, сострадание, шок и постепенно нарастающая ярость -- вот что чувствует большинство россиян сейчас после «десяти дней террора». На волне пережитого ужаса огромное количество людей хочет помочь семьям погибших и потерпевших и защитить собственную страну, свой дом. А дом этот непростой -- многонациональный, полный противоречий и разнонаправленных интересов.
Не хочу писать сейчас на тему «Кто виноват?». Очевидно, что виноваты все мы. Мы, которые поддержали курс на укрепление властной вертикали в стране, надеясь на то, что исторически присущий российской власти централизм спасет нас и на этот раз. Мы фактически спокойно и безразлично реагировали и на нарастающий произвол, и на коррупцию чиновников, и на выборочный подход властей к правонарушениям, и на многое другое.
«Главное, чтобы не было войны!» -- вот главный психологический лейтмотив россиян. А она вдруг оглушила, она уже на пороге. И враг -- невидимый и беспощадный, который везде и нигде одновременно.
Для власти и общества сейчас главный вопрос: «Что делать?» Власть и общество испуганно смотрят друг на друга, пытаясь предугадать взаимные действия. В принципе у страны только два варианта: дальнейшая централизация власти всех уровней и усиление ее силового характера либо объединение власти и всех активных слоев населения на основе новой общенациональной доктрины через глубокое осознание своей трагедии и слабостей. И их преодоление.
По какому пути пойдет Россия? Большой вопрос. Часто в новейшей истории власть пыталась идти обоими путями одновременно. Кстати, и в последние четыре года. Да, это возможно, но опасно, как показывают последние события. Главная опасность -- в двойственности политики и стандартов. Просто нельзя быть диктатурой и демократией одновременно. Только не надо путать диктатуру и сильное государство, это разные вещи.
В чем наши основные проблемы сегодня? Они общеизвестны: двойные стандарты поведения, превалирование личных интересов над общественными, моральное разложение, неуважение к оппонентам, коррупция, безответственность и т.д. В этом на самом деле глубинная причина того, что не удалось предотвратить последние страшные трагедии в Москве и Беслане.
Сейчас, когда власть и общество в целом вдруг осознали, что судьба Москвы и далекого Беслана -- эта наша единая судьба, есть шанс вновь объединить здоровую часть нации, постепенно избавляясь от коррумпированных «прилипал» и зарвавшихся в своей алчности чиновников-бизнесменов. Ведь все знают, что по Рублевскому шоссе стоят дворцы не только успешных бизнесменов...
Но для этого объединения и нового рождения необходима огромная политическая воля, которая поддержит еще совсем слабое российское гражданское общество. А ответная поддержка не заставит себя долго ждать. Ведь гражданское общество -- это не только разные политические объединения и некоммерческие организации, но и совсем молодой российский бизнес. Он очень разный. Здесь и крупные компании, оказывающие существенное влияние на государственную политику, и уже большое количество среднего и малого бизнеса.
Сейчас тот исторический момент, когда российский бизнес может и должен продемонстрировать свою социальную ответственность в самом широком смысле этого слова. Именно здесь огромный резерв укрепления государства и широкого общественного контроля. Бизнес, заинтересованный не менее государственных мужей в стабильности, может оказать огромную поддержку стране в ее борьбе с терроризмом и сепаратизмом. Он, бизнес, тоже часть гражданского общества.
Но совместное движение вперед возможно лишь при абсолютно открытых и понятных шагах со стороны государства. Ведь бизнесмены -- люди умные и очень рациональные. Они на слово никому не поверят, слишком часто государство действовало в разрез с его, бизнеса, интересами и очень часто в интересах узкого круга «правильных», избранных компаний. Поэтому действия властей должны быть открытыми, понятными и справедливыми ко всему российскому бизнесу.
Это очень сложная задача: в условиях сквозной коррупции и сращивания бизнеса с госструктурами перейти на новые правила сосуществования и в то же время объединить усилия во имя выживания самого государства. Привлечение во власть представителей загнанных в маргинальность оппозиционных партий, представителей гражданского общества, включая бизнес, -- острейшая необходимость. А привлечение гражданского общества к общественному контролю за государственными структурами -- абсолютная необходимость. Причем если идти этим путем, на первом этапе нас ожидает период взаимного недоверия, которое может быть преодолено лишь искренним общим патриотизмом.
Проще и привычнее, конечно, пойти по первому пути -- продолжить всех «строить» и запугивать бандитов. Только попробуйте сегодня отличить бандитов от небандитов -- в Чечне, в Осетии или в Москве? Сможете? Нет. Сможет только мобилизованное и сознательное гражданское общество, то есть сам народ. Так что на самом деле у нас только один путь -- самоочищение власти и ее объединение с гражданским обществом, включая российский бизнес.
Убежден, что политическая и социальная ответственность бизнеса может быть мобилизована и востребована очень быстро и эффективно. Что же касается укрепления самой власти, то усиление централизации должно быть заменено на укрепление исполнительской дисциплины и персональной ответственности чиновников. Это отнюдь не помешает в создании сильного государства. Надо как можно быстрее осознать, что у власти других партнеров для новой борьбы за выживание просто нет.
В сегодняшнем российском обществе слишком много разочарованных, обманутых и безразличных людей. Вернуть их доверие и активность можно только через активное взаимодействие власти и гражданского общества. К тому же и мировой опыт развитых стран показывает, что только открытое и эффективное социальное партнерство власти, бизнеса и гражданского общества гарантирует успех в преодолении самых сложных проблем. Будет очень трудно, но это единственная возможность объединить разобщенное и растерянное российское общество.
Алексей КОСТИН, к. э. н., исполнительный директор НП "Корпоративная социальная ответственность -- Русский центр"