|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плутовство с плутонием
Пхеньян использует откровенность Сеула в своих интересах
Сеул признал, что 20 лет назад южнокорейские ученые получили небольшой объем плутония -- радиоактивного элемента, используемого в производстве ядерного оружия. Министерство науки и технологии Юга настаивает, что проведенный в апреле--мае 1982 года эксперимент был мирным, его целью был «анализ химических характеристик плутония». Правда, ученые из Института атомной энергетики не сообщили о своих изысканиях властям. Следы того опыта потеряны -- реактор демонтирован, материалы захоронены, точный объем полученного плутония неизвестен. Власти заявили, что речь идет о «миллиграммах».
На прошлой неделе Сеул сообщил, что в 2000 году сотрудники того же института обогатили 0,2 грамма урана. Это еще не свидетельство военных приготовлений -- в Южной Корее действуют 19 АЭС, а слабообогащенный уран используется в мирных ядерных реакторах. Сеул настаивает, что обогащение было на уровне 10%, а это далеко от требуемого военными уровня в 85%. Пробу уже отправили в штаб-квартиру Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене.
Предварительный отчет МАГАТЭ будет готов в ближайшие недели. Авторитетная международная организация вряд ли признает южнокорейские опыты угрозой режиму ядерного нераспространения. Однако Пхеньян уже воспользовался откровенностью Сеула, желая переложить с себя ответственность за ядерный кризис на Корейском полуострове. Напомним, что в 2002 году США обвинили КНДР в развертывании тайных работ по обогащению урана в военных целях.
Представитель КНДР при ООН Хан Сон Рел заявил, что в Пхеньяне южнокорейскую «программу обогащения урана» рассматривают «в контексте гонки ядерных вооружений в Северо-Восточной Азии». Проведенные на Юге эксперименты якобы «осложнили» сдерживание этой тенденции. И теперь КНДР не видит смысла рассматривать США как партнера по переговорам, поскольку в атомных делах Вашингтон использует «двойной стандарт» по отношению к двум Кореям. Россия вчера высказала абстрактный призыв к сдержанности -- замминистра иностранных дел Александр Салтанов заявил, что на переговоры признания Сеула повлиять не должны.
Генсек кабинета министров Японии Хироюки Хосода назвал опыт с плутонием «неподобающим», но признал, что у Токио нет оснований «увязывать этот эксперимент с разработкой ядерного оружия» в Южной Корее. Пресс-секретарь госдепа Ричард Баучер покритиковал Сеул за эксперименты, которых «не должно было быть», но выразил оптимизм по поводу прозрачности атомной отрасли Юга. «Хорошо, что это было предано огласке», -- заявил помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Джеймс Келли и посоветовал северокорейскому режиму «последовать примеру» Сеула.
Александр ТИМОФЕЕВ