|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недоразвитое оборонное сознание
Европа и США разошлись в оценках заявлений России о превентивных ударах по террористам
Министр обороны России Сергей Иванов вчера еще раз без обиняков заявил о позиции Москвы в отношении борьбы с терроризмом. «Я считаю вполне оправданным и возможным нанесение превентивных ударов, в том числе за границами России, по базам террористов и местам их временного базирования, -- подчеркнул он. -- Нам объявлена война, и мы должны оставлять себе любые возможности для противодействия врагу». Сергей Иванов отметил, что принимаемые меры необязательно будут включать «использование флота, бомбардировочной авиации или других подобных средств, все будет определяться конкретной обстановкой». «Единственное, что сегодня можно сказать определенно, -- мы не будем использовать ядерное оружие при нанесении ударов, но предупреждать о своих действиях никого не будем», -- подчеркнул министр.
Второй раз за два дня Москва на самом высоком уровне говорит о возможности превентивных ударов по базам террористов, где бы ни находились эти базы или террористы. Накануне об этом заявил начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал-полковник Юрий Балуевский. Мировые столицы бурно и полярно отреагировали на эти высказывания.
Вчера министр обороны США Дональд Рамсфелд поговорил с Сергеем Ивановым по телефону и фактически поддержал российского коллегу. По его словам, США и Россия «несут ответственность за поиск террористов там, где они находятся, за их поимку или уничтожение». «Если мы террористам поддадимся, потерпим поражение, а они одержат победу -- это станет ужасной вещью для мира», -- подчеркнул глава Пентагона. Не менее ясно высказался вчера высокопоставленный представитель американской администрации, который на условиях анонимности заявил агентству АФП, что США не против того, чтобы Россия могла уничтожать базы террористов в любой точке мира. «Каждая страна имеет право защищаться», -- сказал он.
Великобритания тоже считает намерения Москвы уничтожать террористов в любой точке мира соответствующими нормам международного права. «Это понятная реакция со стороны президента Владимира Путина», -- заявил министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. По его мнению, «хартия ООН дает право на самозащиту, и сама ООН согласилась с тем, что неизбежная или вероятная угроза терроризма, конечно, позволяет всем странам принимать соответствующие меры».
Стоит отметить, однако, что американцы и британцы, с одной стороны, и россияне -- с другой, по-разному понимают слово «террористы». Так, Москва считает таковыми чеченцев Закаева и Ахмадова, живущих в Великобритании и США. Так что в будущем тут еще возможны сюрпризы -- а вдруг Россия задумает «нанести удары» и по этим лицам?
Европейцы же в отличие от англичан и американцев сразу уловили этот подвох. Поэтому оценки Европы были прямо противоположны. Официальный представитель Евросоюза Эмма Юдвин заявила в Брюсселе, что ЕС выступает против «внесудебных убийств» в виде превентивных ударов. А новый представитель Еврокомиссии в Москве Марк Франко выразил вчера надежду, что «Россия не будет действовать как опасный ковбой, стреляющий без разбора». Позицию «старой Европы» высказал в Париже пресс-секретарь французского МИДа Эрве Ладсу. По его мнению, принимать меры против террора в компетенции лишь международных организаций: «По своей природе этот вопрос должен дискутироваться в рамках европейской структуры, в «большой восьмерке» и, конечно же, в ООН».
Столь различную реакцию на заявления Москвы прокомментировал «Времени новостей» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН РФ, советник ПИР-Центра генерал-майор Владимир Дворкин: «Поддержка США и Великобритании понятна, поскольку нанесение превентивных ударов находится в русле американской политики. Вместе с тем Вашингтон и Лондон считают, что наши возможности по нанесению таких ударов крайне ограничены. И со стороны России это лишь политическая декларация, не подкрепленная достаточным военным потенциалом». Г-н Дворкин пояснил свой скептицизм: «У нас крайне мало средств, которые обеспечивают нанесение высокоточных ударов по удаленным целям. Такие удары имеет смысл наносить в реальном масштабе времени, ведь базы террористов мобильны и могут менять дислокацию, а для этого необходимы полноценные средства космической и другой разведки, интегрированные с системами боевого управления и связи».
Позиция же ЕС, как добавил Владимир Дворкин, «традиционна, поскольку оборонное сознание в Европе, несмотря на теракты в Испании, находится в недоразвитом состоянии». «У Европы сейчас много других проблем, связанных с экономическим застоем, адаптацией новых членов, и оборонная политика стоит в ЕС далеко не на первом месте. Это отчетливо проявилось в отношении к войне в Ираке», -- считает Владимир Дворкин.
Андрей ЗЛОБИН