|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дежурные по боевикам
МВД выполнило «домашнюю работу» по ингушскому уроку
Глава МВД Рашид Нургалиев вчера доложил президенту Путину о создании во всех 13 областях, краях и республиках Южного федерального округа специальных групп оперативного управления. Впредь именно они должны будут координировать деятельность всех силовых служб в данном регионе в случае возникновения там террористической угрозы или вторжения незаконных вооруженных формирований, попросту говоря -- нежданного визита боевиков.
Решение о создании в каждом регионе российского Юга таких групп оперативного управления было принято еще задолго до трагедии в Беслане -- по результатам проведенного руководством страны разбора полетов нападения боевиков на Ингушетию в ночь на 22 июня. Тогда отряд сепаратистов численностью 150--200 человек одновременно атаковал Назрань и несколько крупных сел республики, на несколько часов фактически взяв их под полный контроль. Бандиты штурмовали здания местных МВД, прокуратуры, грабили оружейные склады и, разъезжая по улицам, расстреливали поднятых по тревоге сотрудников спецслужб. В общей сложности тогда погибли почти 90 человек.
Выясняя, как такое вообще могло случиться, депутаты и эксперты тогда пришли к выводу, что рейд боевиков и его печальные результаты стали следствием «полной несогласованности» и «полной невозможности скоординированных действий» между всеми структурами, которые по идее должны были отвечать за безопасность в республике. При этом одними из главных провинившихся были "назначены" внутренние войска (ВВ), из-за чего вскоре был отправлен в отставку и главком Вячеслав Тихомиров. Судя по всему, логика этого решения была самая простая -- за борьбу с «внутренним вооруженным врагом» в стране в первую очередь отвечают именно ВВ, и то, что их подразделений в момент нападения в Ингушетии вообще не было, отнюдь их не оправдывает. В результате президент Путин после серии совещаний с руководством спецслужб поручил принять срочные меры, которые впредь исключили бы возможность возникновения подобных ЧП.
И вот вчера г-н Нургалиев доложил президенту: «Владимир Владимирович, ваше поручение выполнено. Сегодня в Северо-Кавказском регионе, во всех тринадцати субъектах федерации -- и Чеченской Республике -- созданы группы оперативного управления. На сегодняшний день все 13 человек назначены. Они являются старшими офицерами внутренних войск и являются старшими оперативными начальниками для тех выделенных средств, которые непосредственно выделены от Федеральной службы безопасности субъектов федерации, от МЧС и Министерства обороны». В таком дежурном порядке закончить доклад Владимир Путин министру не дал, а подробно расспросил, как эти группы будут взаимодействовать с местными властями и какие реальные силы будут в их распоряжении.
Из пояснений г-на Нургалиева выяснилось, что руководители этих групп будут занимать на местах должности зампредседателей антитеррористических комиссий, которые уже давно созданы в большинстве регионов страны по закону «О борьбе с терроризмом» и возглавляются, как правило, губернаторами. И кроме полномочий управления частью местных силовиков эти группы будут иметь собственный резерв в виде отрядов спецназа, по словам министра, «численностью где-то 70 человек». Президент Путин, судя по всему, докладом остался доволен. Однако очевидно, что эффективность очередного антитеррористического нововведения может доказать только время. Вполне возможно, что новые группы оперативного управления позволят дать достойный отпор боевикам, если те будут действовать по «ингушскому сценарию». Однако если террористы попытаются повторить «бесланский вариант», тогда эффект может оказаться нулевым. Поскольку такие случаи по определению предотвращаются только с помощью упреждающей информации, попросту -- эффективной агентурной работы.
Алексей ГРИШИН