|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меморандум на троих
Statoil нашла взаимопонимание с «Газпромом» и «Роснефтью»
Первым официальным кандидатом на роль иностранного участника консорциума, который формируют «Газпром» и «Роснефть» для освоения гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря, стала норвежская Statoil. Вчера компании сообщили о том, что 8 сентября подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны решили в течение полугода исследовать возможность участия Statoil в первой очереди разработки «Штокмана» и варианты вхождения «Газпрома» и «Роснефти» в проект по производству СПГ на месторождении «Сновит», который реализует норвежская компания. Кроме того, будет рассмотрено участие российской стороны в использовании принадлежащих Statoil регазификационных мощностей в США (американский рынок, как предполагается, станет основным рынком сбыта для штокмановского газа). В то же время продолжаются переговоры с несколькими американскими компаниями, по итогам которых определится главный иностранный партнер «Газпрома» и «Роснефти» в Штокмановском проекте, поскольку без гарантированного рынка сбыта 20 млн тонн СПГ в год его реализация будет невозможна. Для этого председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер уже в этом месяце отправится в турне по США.
Меморандум подписали главы компаний Алексей Миллер, Сергей Богданчиков и Хелге Лунд, для которого визит в Москву стал первой заграничной поездкой в этой должности (президентом и главным управляющим Statoil он был назначен меньше месяца назад). Норвежская компания с 2002 года реализует первый в Европе проект по сжижению газа с месторождения «Сновит» («Белоснежка»), которое находится в норвежской части Баренцева моря. Его извлекаемые запасы оцениваются в 190 млрд кубометров газа и более чем 20 млн тонн конденсата. Хотя оно в 15 раз мельче Штокмановского месторождения, запасы которого составляют 3,2 трлн кубометров газа и 31 млн т конденсата, условия их разработки аналогичны. Оба находятся на шельфе Баренцева моря, заводы по производству СПГ предполагается строить на берегу -- в Хаммерфесте и Мурманске, а от месторождений до заводов прокладывать по дну трубопроводы (143 и 300 км). Мощность первой линии норвежского завода составит 4 млн тонн СПГ в год, предполагаемая мощность мурманского завода -- 21 млн тонн.
«Участие в статойловском проекте может дать нам опыт добычи газа на шельфе и производства СПГ, который необходим для реализации такого масштабного проекта, как Штокмановский, -- сказал «Времени новостей» представитель «Газпрома». -- Кроме того, для нас важно как можно быстрее выйти на американский рынок, чему может способствовать сотрудничество с норвежскими партнерами». Дело в том, что поставки газа со «Сновита» в США и Европу начнутся уже в 2007 году, а газ Штокмановского должен пойти в 2009 году (сам «Газпром» заявлял, что не позднее 2010 года намерен начать поставки). Statoil к тому же является оператором мощностей (1,68 млн т в год) на регазификационном терминале Cove Point, который расположен на восточном побережье США, в штате Мэриленд, между Вашингтоном и Нью-Йорком. Недавно норвежская компания заключила договор о модернизации терминала для увеличения пропускной способности. После ее завершения в 2008 году Statoil будет контролировать на терминале мощности по регазификации, хранению и транспортировке продукции в объеме 7 млн т СПГ в год. И судя по всему, готова предоставить часть своих мощностей для реализации штокмановского газа.
Интерес же Statoil к Штокмановскому проекту легко объясним -- запасы норвежского газа постепенно иссякают. Компания уже сейчас ищет источники для дальнейшего развития бизнеса и, по выражению г-на Лунда, «рассматривает Баренцево море как регион для своего естественного роста». «Мы надеемся на плодотворное долгосрочное сотрудничество с «Газпромом» и «Роснефтью», сосредоточившись вначале на передаче нашего опыта по реализации проекта СПГ «Сновит» и на наших возможностях по продаже этого газа на рынках Северной Америки», -- подчеркнул он.
Впрочем, главные переговоры по Штокмановскому проекту еще впереди. И это касается не столько Statoil, сколько потенциальных американских участников (ConocoPhillips, ExxonMobil и ряда других компаний), которые имеют и мощности на действующих терминалах, и рынок сбыта в США.
Алексей ГРИВАЧ