|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принц Наум Клейман
Завершается 61-й Венецианский фестиваль
Торжественное закрытие фестиваля впервые состоится в только что отреставрированном после пожара оперном театре «Ла Фениче». А на площади Сан-Марко -- тоже впервые -- воздвигнут громадный экран, на котором для 15 тыс. человек будут показывать фильм «Акулья история» (в России его собираются переименовать в «Акулью братву»). Так фестиваль под энергичным руководством нового директора Марко Мюллера вырывается из резервации на курортном острове Лидо в исторический центр города, начинает конкурировать с культовыми объектами туризма.
Еще одно событие, ради которого пришлось покинуть Лидо, состоялось в принадлежащем Пьеру Кардену палаццо Брагадин. Там в присутствии Квентина Тарантино и десятков других знаменитостей киномира вручался приз «Принц Венеции», который теперь будет присуждаться ежегодно и спонсироваться принцем Пьемонта и Венеции Эмануэле Филиберто. В этом году лауреатом стал наш соотечественник, директор московского Музея кино Наум Клейман. Денежный эквивалент приза пойдет не на нужды музея, как предполагалось вначале, а на формирование фильмотеки для детей Беслана.
В том, что фестиваль -- один из самых ярких за последние годы, согласны все. Впечатляет и обилие звезд, и программа, где лидирует несколько значительных фильмов. Критики выставили высокие оценки социально-криминальной драме «Вера Дрейк» британца Майка Ли и мультфильму Хайяо Миязаки «Движущийся замок Хоула». Зрители предпочли сентиментальную мелодраму «Внутреннее море» Алехандро Аменабара (Испания) и фильм корейца Ким Ки-Дука «Клюшка №3» (другой вариант названия -- «Пустой дом»). Этой картине устроили форменную овацию. Четыре года назад Ким Ки-Дук заставил венецианских зрителей падать в обмороки на фильме «Остров». С тех пор он стал классиком и доказал, что шокирующая жестокость не единственная краска, которой он владеет.
Новый фильм Ким Ки-Дука (между прочим, не объявленный в каталоге заранее, а включенный в конкурс сюрпризом -- еще одно новшество Венеции) нежен, ироничен, окутан легкой мистикой. Это любовная история на грани жизни и мечты. Своим гуманизмом и лаконичностью средств фильм напоминает Чаплина: достаточно сказать, что ни герой, ни героиня не произносят ни слова и тем не менее проигрывают целую гамму выразительных отношений и эмоций. Остальные персонажи говорят только для того, чтобы произносить грубости и пошлости: камень в огород современного заболтанного кинематографа, который Ким Ки-Дук (наряду с Джимом Джармушем, Аки Каурисмяки и другими режиссерами-минималистами) стремится вернуть к чистым «немым» корням.
Получит ли Ким Ки-Дук в Венеции главный приз или не получит ничего, как было на прошлых фестивалях, где его фильмы вызывали восторги профессионалов, но оставляли неприступным жюри? Теперь это почти не имеет значения. И так очевидно: его картина -- лучшая в конкурсе. Хотя симпатию вызывают и «Палиндромы» американца Тодда Солонца, и «5х2» Франсуа Озона, и еще несколько добротных фильмов. Пожалуй, единственным явным проколом стало включение в конкурс картины Джонатана Глейзера «Рождение» с участием Николь Кидман. Опытной актрисе надо было отказаться играть у Ларса фон Триера, чтобы сняться в претенциозной псевдомистической драме про странные отношения вдовы и десятилетнего соседского мальчика, в котором она видит реинкарнацию покойного мужа. Отношения, которые рекламная пресса расписывала как чуть ли не педофильские, никак не сыграны и абсолютно стерильны. Что на корню убивает идею, может быть, не самую плохую.
Однако в целом программа Венеции не вызывает нареканий. Зато критика пошла по другому руслу. На фестивале, и раньше не отличавшемся идеальной структурой, ныне особенно сильно страдает организация. Задерживаются просмотры и пресс-конференции; даже голливудские звезды часто вынуждены ждать своей очереди, чтобы предстать перед публикой вместо полуночи чуть ли не под утро. Рассказывают истории, похожие на анекдоты, -- как Аль Пачино едва попал на показ собственной картины (продали на 200 билетов больше, чем положено) и как шеф компании «Мирамакс» Харви Вайнштейн вместе с актером Джонни Деппом грозились утопить директора фестиваля в венецианском канале, надев на него по примеру мафиози-киллеров цементные туфли. Некоторые тоскуют о прежнем руководстве, а новое оправдывается увеличением публики, происками антиглобалистов и требованиями секьюрити. Скорее всего, это просто недостаток опыта и следствие того, что все силы ушли на поиск лучших фильмов. Остается научиться их правильно показывать.
Елена ПЛАХОВА, Венеция