|
|
N°102, 14 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долги и трубы
Михаил Касьянов показал себя дипломатом
График пребывания Михаила Касьянова на экономическом форуме в Санкт-Петербурге был предельно плотным. Помимо произнесения статусной речи перед участниками форума премьер встретился с чешским и украинским коллегами, а также провел совещание по строительству Балтийской трубопроводной системы.
Наиболее плодотворными стали контакты с чешским премьером Милошем Земаном. Речь шла о вечном -- о долгах. Как сообщил г-н Касьянов, общий объем долга России перед Чехией составляет около 3,6 млрд долларов, при этом по существующим договоренностям Россия обязуется погасить его до 2020 года. Однако, по словам двух премьеров, стороны прорабатывают варианты ускоренного погашения долга. Михаил Касьянов заявил, что обсуждаются такие варианты погашения долга: частично он будет погашаться поставками российских товаров, а часть может быть преобразована в специальный гарантийный фонд, который будет "подстраховывать" возможные неплатежи со стороны российских компаний, которые закупают товары у чешских фирм.
В свою очередь г-н Земан сообщил, что в течение месяца эксперты двух стран должны завершить работу над текстом соглашения об урегулировании долговых проблем. Окончательно вопрос должен быть решен в ходе намеченного на октябрь визита г-на Касьянова в Чехию.
Менее удачными были переговоры с украинским премьером Анатолием Кинахом. Источник в окружении г-на Касьянова сказал: «За 30 минут никакого существенного поворота во взаимоотношениях добиться нельзя». И добавил: «Премьеры лишь составили график работы на ближайшее время».
Судя по всему, Михаил Касьянов действительно не педалировал ситуацию на переговорах с украинцами. Имея в арсенале неопределенный ответ поляков в связи со строительством через их территорию газопровода-перемычки, Россия вынуждена держать паузу.
Российские дипломаты считают, что не стоит толкать г-на Кинаха, и так стесненного внутриполитическими проблемами, на конкретные заявления, которые вряд ли принесут пользу двухсторонним отношениям.
Комментируя свои переговоры с украинским коллегой, российский премьер был предельно осторожен. Признав, что прежние «декабрьские переговоры не выполнены», г-н Касьянов заявил, что речь идет все же не только о старых долгах Украины по газу, но и новых возможностях и даже соглашениях в этой сфере. В итоге премьеры решили встретиться «по-крупному» в начале осени. А к декабрю межправительственная комиссия, которая, по сути, не работала все последнее время, представит полную выкладку по накопившимся проблемам, а проще говоря, по схеме выплат Украиной долгов за газ.
Деньги России понадобятся. Хотя бы потому, что возникли трудности с финансированием Балтийской трубопроводной системы.
В последний месяц на строительстве БТС возникли проблемы: деньги до строительных компаний-подрядчиков доходят с опозданием и строители не укладываются в сроки. Кроме того, как сообщил вчера губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, "в связи с инфляцией первоначальная смета первой очереди БТС и порта в реальности увеличилась на 25 процентов". Если учесть, что стоимость первой очереди -- 460,5 млн долларов, то для ее завершения нужно еще 115 млн долларов "сверх плана". По мнению г-на Сердюкова, правительство должно оперативно определиться с тем, откуда взять эти деньги.
По итогам совещания с Михаилом Касьяновым, который осмотрел стройку, один из его участников сообщил, что "не осталось сомнений в выполнении намеченных планов по строительству БТС, в том, что ее первая очередь будет сдана в декабре 2001 года". Что касается увеличения сметной стоимости, то премьер дал поручение Госстрою и Минфину разобраться в этой ситуации и определить, сколько еще денег нужно на первую очередь.
Вчера же на совещании у премьера в Приморске г-н Сердюков, заинтересованный в увеличении экспорта нефти через свой регион, выступил с предложением начать строительство второй очереди БТС еще до завершения первой. "Если сделать перерыв, то стоимость стройки возрастет, так как придется возвращать в Приморск людей и технику, которые уйдут оттуда после завершения первой очереди", -- предупреждает губернатор. Вторая очередь трубы и порта рассчитана, по словам Сердюкова, на прокачку 8 млн тонн нефти и оценивается в 200 млн долларов. Участники совещания отмечают, что "предложение начать строительство второй очереди БТС Михаил Касьянов воспринял положительно и этот вопрос будет решаться".
Вера КУЗНЕЦОВА, Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург