|
|
N°164, 10 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Абхазия на прицепе
Из Москвы пойдут поезда в Сухуми
Грузия опять говорит о «двойных стандартах» Москвы на Кавказе. 10 сентября без согласия Тбилиси возобновляется железнодорожное сообщение между Россией и непризнанной республикой Абхазия.
196-километровый абхазский участок железной дороги Грузии, бездействовавший в течение 12 лет после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992--1993 годов, стал частью большой политики в марте прошлого года, когда на переговорах в Сочи Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе решили восстановить пути синхронно с возвращением грузинских беженцев. Это обрадовало соседнюю Армению, кровно заинтересованную в возобновлении сквозного сообщения через непризнанную республику для развития собственной экономики. Но, как и многие другие договоренности по Абхазии, эта тема не получила реального развития.
Тогда Абхазия решила действовать самостоятельно. К руководству России претензий как бы и нет. Руководитель Абхазской железной дороги Леонид Куруа рассказал «Времени новостей», что вопрос восстановления дороги решался на уровне коммерческих структур, Сухуми же выступил в роли заказчика. Ремонт проводился в течение двух месяцев. Восстановлено 100 км пути -- от Сухуми до границы с Россией.
От четырех до шести прицепных вагонов, в зависимости от объемов реализации билетов, будут «пристегиваться» к составу скорого поезда Адлер--Москва Северокавказской железной дороги. Чтобы попасть из Адлера в Сухуми, понадобится 3 часа 15 минут. По словам Леонида Куруа, стоимость билета в купированном вагоне по территории Абхазии составит около 150 рублей, до Москвы же путь обойдется в две тысячи. В сухумских кассах установлена система «Экспресс», входящая в единую сеть Российской железной дороги через портал СКЖД. Из Адлера абхазский пассажир может попасть в любую точку России. Напомним, что Москва, вводя в 2000 году визовый режим с Грузией, оставила «окна» для Абхазии и Южной Осетии, где большинство населения -- граждане России.
В Абхазии говорят, что будут охранять железную дорогу от грузинских диверсантов. Летом между Москвой и Тбилиси уже приключился скандал из-за направления из Сочи в Абхазию прогулочных катеров с российскими туристами. В интервью «ВН» секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили заявил, что такая транспортная самодеятельность «не способствует развитию грузино-российских отношений». «Мы получили несколько уведомлений из Москвы, что это делается коммерческими структурами, но разве такой должна быть позиция сильного государства? -- возмущается он. -- Мол, кто-то это делает, но не я. Позиция сильного государства состояла бы в том, чтобы предложить нам сесть за стол переговоров. Есть общие интересы по железной дороге -- давайте обсуждать».
Еще в 1996 году страны СНГ ввели против Абхазии санкции, и сообщение может осуществляться только с ведома Тбилиси. Но вице-президент Абхазии Валерий Аршба в интервью «ВН» предложил не политизировать проблему. «Давайте посмотрим на все с чисто человеческой позиции, -- сказал он. -- Просто нашим людям облегчается задача попасть в Россию».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси