|
|
N°163, 09 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пикник искусств
На Клязьминском водохранилище с пятницы по воскресенье работает художественный фестиваль
В пятницу торжественно и быстро традиционным «фейерверком» из штанов Александра Шабурова и Вячеслава Мизина откроется «Арт-Клязьма-2004». Третий фестиваль изобразительного и примкнувших к нему всяких других (музыкальных, танцевальных, литературных) искусств на просторах пансионата Клязьминского водохранилища был и, доколь не состоится (а там посмотрим) московская биеннале, остается самым крупным смотром наших художественных сил. И самым свободным -- инициатор фестиваля художник Владимир Дубосарский в существо проектов демонстративно не вмешивается. И, к счастью, не вполне серьезным. С шуточками и милыми глупостями, соответствующими атмосфере на этот раз трехдневного праздника на открытом воздухе. Хотя участвуют в нем все ведущие и определяющие художественный процесс творцы, тон на Клязьме традиционно задает многочисленная, полная задора и огня молодежь. Ей и карты, то есть хоть небольшое, но финансирование, в руки. В плотной, рассчитанной на исключительно выносливых зрителей программе -- перформансы, видеопрограммы, чтения, кино и театральные постановки. Участвуют художники из ближних и дальних -- Германия, Франция, Голландия -- пределов.
Всегда легкомысленный фестиваль в этом году не ко времени озаботился актуальностью и выбрал тему: «Новая российская реальность». Тема терроризма должна была прозвучать громко, но ненавязчиво -- в проекте Михаила Рошаля. Однако в последние дни «российская реальность» приобрела такие черты, что адекватный художественный ответ созреет не скоро. В период подготовки реальность готовы были отразить в многочисленных, очень уместных на свежем воздухе экологических проектах (Алена Кирцова «Зеленое дерево», Марина Тавасиева «Живое уходит»...). Художники выскажутся на темы: межнациональных отношений («Фонтан «Дружба народов» с фигурами чеченцев и милиционеров»); свободы воли (Антон Литвин «Даже ветви можно заставить захотеть стать корнями»); трудной судьбы художника (Игнат Данильцев «Большая земля»); традиционных национальных водки-закуски (Василий Флоренский «Русский парламент»); напомнят о счастливом прошлом огромной скульптурой леденцового петушка (Дмитрий Цветков «Всем сосать»); украсят лес оранжевыми гнездами и огромными трусами, лестницей из живописных холстов, фигурами веселящихся монстров. Водохранилищу тоже достанется -- инсталляции на пляже и у кромки воды в прошлом году располагались плотно, почти без промежутков. Кажется, что и в этом году к воде подойти, не встретив на пути что-нибудь прекрасное, будет нелегко. Отдадут должное внутрицеховым разборкам с лидерами художественного процесса (грядка для выращивания ведущих деятелей культуры, тир для стрельбы по слишком уж выдающимся). Мест для живописи на Клязьме остается немного -- потому художники перешли на баннеры, которым выделили специальную полянку. В этом году посетителей фестиваля ждут новые свершения лучших и самых стильных наших архитекторов и традиционная гонка яхт.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ