|
|
N°163, 09 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покушение на священных коров Евросоюза
Париж и Германия добиваются смягчения Пакта стабильности
Когда складывалась зона единой европейской валюты, ее альфой и омегой были "маастрихтские критерии" -- жесткие потолки дефицита госбюджета и государственного долга. "Священные коровы" -- это 3% от ВВП как потолок для дефицита госбюджета и 60% от ВВП как максимально допустимый потолок для объема государственного долга. Это стало важной частью так называемого Пакта стабильности европейской экономики. Грецию приняли в зону евро только после того, как она выполнила эти требования. И вот Европейский союз занялся пересмотром железной макроэкономической дисциплины. Сегодня министры экономики и финансов обсуждают в Брюсселе на неформальном совещании проект реформы Пакта стабильности и экономического роста -- краеугольного камня зоны евро. План поправок приняла в пятницу Еврокомиссия -- исполнительный орган ЕС.
"Речь идет не о том, чтобы смягчить или ужесточить пакт, -- осторожно прокомментировал по просьбе газете "Время новостей" предлагаемую реформу один из представителей Еврокомиссии. -- Нужно сделать его более рациональным".
Журналисты, работающие по экономической тематике ЕС, откровенно говорят, что закон подгоняют под нарушителей -- Германию и Францию. Они, эти крупнейшие игроки на европейском финансово-экономическом поле, первыми позволили себе сорвать маастрихтские обязательства. За ними последовали около половины из дюжины членов еврозоны, которые то нарушали, то возвращались в прокрустово ложе закона.
В конце прошлого года Совет ЕС, состоящий из министров правительств стран союза, отказался наказывать санкциями Германию и Францию. Еврокомиссия подала в Европейский суд в Люксембурге и выиграла. Берлин и Париж были приговорены к штрафу (суммы таких штрафов обычно исчисляются в миллионах евро). Суд руководствовался буквой закона, но в итоге возникла тупиковая ситуация. И вот Брюссель сам предлагает реформировать закон как отдалившийся от реальности.
Романо Проди, остающийся главой Еврокомиссии до 31 октября, и валютно-финансовый комиссар Хоакин Альмуния на встрече с журналистами пояснили -- Еврокомиссия предлагает учитывать финансовые трудности государств во времена плохой экономической конъюнктуры. Нельзя же слепо держаться за установки, даже когда жизнь заставляет действовать иначе. "Маастрихтские критерии" остаются как ориентир, норма, точка отсчета. Но небосвод не обрушится, если под давлением конкретных обстоятельств отступить от них.
Проди торжествовал. Его взяла. За два последних года он не раз называл каноны Пакта стабильности абсурдными и даже глупыми. Комиссия предлагает "учитывать обстоятельства формирования бюджета в периоды слабого экономического роста". Иными словами, позволить государствам во времена застоя выходить за маастрихтские рамки, но в более благоприятные периоды не только возвращаться к установочным цифрам, но и создавать макроэкономический задел на случай спада. В то же время Проди предостерег от забвения "маастрихтских критериев", потому что отход от них подорвет экономический и валютный союз ЕС. Нарушай, но не наглей. По сути, предложения Еврокомиссии определяют, в каких рамках страны еврозоны могут иногда отступать от пакта.
Министры рассматривают и другую проблему, которая напрямую не связана с пактом, но имеет к нему отношение. Это проблема перераспределения средств через союзный бюджет между богатыми и бедными членами союза. Острую полемику вызвало предложение французского министра финансов Николя Саркози заморозить финансовые вливания из союзных фондов в экономику новых членов ЕС из Центральной и Восточной Европы. По его мнению, там слишком низки налоги и имеет место "социальный демпинг". Почему налогоплательщики "старых" членов ЕС должны субсидировать предприятия, убегающие от них на Восток? На этот вопрос ответа пока нет. Но большинство членов ЕС, в частности главный пополнитель бюджета - Германия, -- пока недоверчиво отнеслись к французской идее. Речь идет о единстве союза, которое не всегда можно оценить деньгами.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, корреспондент ИТАР-ТАСС, -- для "Времени новостей"